Essay

Fortress

“…on July 6 czar’s new fortress is being built by men in service on the place, opposite the Irkut river on Verholenskii side, a tower and a ceiling have been made…” – Yakov Pokhabov, Eniseiskii son of a boyarin (chief) , reported the Eniseiskii military ruler on the day of Irkutsk fortress foundation (July 6, 1661).

A pad of the map from "Siberian atlas, composed by S.Remezov in 1701"

Irkutsk fortress had a shape of a rectangle (size 19 x 17 m). 20 Cossacks under a command of a Cossack foreman Vasilii Ezdakov lived there. People began to settle near the fortress because lands were fertile, rivers and forests were rich in fish and game. The fortress became crowded and small.

In 1670 a new fortress was built under a man in service Andrei Berneshlev, which had a shape of a square (each side was 50 sazhens (sazhen is 7 feet)). The fortress was reinforced by 8 towers with a main Spassky tower in the center of the wall, facing the Angara river. There was a road from the river towards this tower. In 1672 a wooden Spassky church was built in the center of a fortress, ten years later a tented bell tower was added to the church. Men of order yard appeared inside the fortress. In 1684 an order house and a ruler’s house were installed into fortress wall.

1693 – new reconstruction date of Irkutsk fortress, which received a city status. It became one of the most beautiful cities in Siberia. Fortress size increased; “cut” walls, new towers with watch platforms and carved railings were erected. Spassky tower was the only one, which remained out of all towers. The main passing street became octagonal Sergievskii one. There were guest yard with 11 “state” shops, special wooden house, where guest merchants stayed, customs house, barns and cellars in Irkutsk fortress according to 1697 inventory.

In 1716 a strong fire broke out in Irkutsk fortress, which destroyed fortress constructions and Spassky church. A stone Spassky church appeared on a previous church location. This monument can be seen nowadays. In 1730s general-Governor’s house, provincial office, Court Chamber were located on the territory of the fortress.

By the late XVIII century Irkutsk fortress had lost its administrative and economical significance. In 1790 the fortress remains were dismantled.

Irkutsk fortress (ostrog) was founded on a present sacred place. There a Memorial complex was erected in honor of Irkutsk heroes, who died in Great Patriotic War years.

 
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru

Иркутск

Острог

"...июля в шестой день против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю, и башня и потолок срублены…" - так 6 июля 1661года, в день основания Иркутского острога, доносил енисейскому воеводе Яков Похабов, енисейский сын боярский.

Фрагмент карты из "Чертежной книги Сибири, составленной тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году"

Иркутский острог имел форму прямоугольника размерами 19х17 м., проживали в нем 20 казаков под руководством казачьего десятника Василия Ездакова. Рядом с острогом стали поселяться люди, т.к. земли в этих местах были плодородными, реки и леса – богаты дичью и рыбой. Острог стал тесным.

В 1670 году под руководством служилого Андрея Бернешлева возводится новая крепость, имеющая форму квадрата со сторонами 50 саженей. Крепость укрепляли 8 башен, в центре стены, выходящей на Ангару, располагалась главная Спасская башня, к которой поднимался от реки взвоз. В 1672 году в центре острога была возведена деревянная Спасская церковь, около десятилетия спустя к церкви пристроили шатровую колокольню. В остроге появляется двор приказных людей. В 1684 году в стену острога были встроены приказная изба и воеводский двор.

1693 год – год новой перестройки Иркутского острога, получившего статус города Иркутск и ставшего одним из самых красивых городов Сибири. Увеличиваются размеры острога, возводятся "рубленые" стены, новые башни со сторожевыми площадками и резными перилами. Из старых остается только Спасская башня, главной проезжей - становится восьмиугольная Сергиевская. По описи 1697 года в Иркутском остроге были гостевой двор с 11 "государевыми лавками", специальная изба, где жили приезжие купцы, таможенная изба, амбары, погреба.

В 1716 году в Иркутском остроге разразился пожар, который превратил в пепел крепостные постройки и Спасскую церковь. На месте прежней церкви появилась каменная Спасская церковь, сохранившаяся памятником острога и до наших дней. В 30-е годы XVIII века на территории острога находились: дом генерал-губернатора, провинциальная канцелярия, судебная палата. В 1777 году был выстроен каменный двухэтажный гостиный двор, здесь шумела ежегодная ярмарка, здесь шла торговля мехами и хлебом, китайскими тканями и литьем уральских заводов, сахаром.

К концу XVIII века Иркутский острог теряет свое административное и хозяйственное значение, в 1790 году были разобраны остатки крепости.

Иркутский острог был основан на месте, которое в наши дни – священное, здесь возведен Мемориальный комплекс в честь героев-иркутян, погибших в годы Великой Отечественной войны…

 
            .НОЦ Байкал
Проект ИГУ
Этот сайт разработан ЦНИТ ИГУ при поддержке Научно-образовательного центра "Байкал". Большинство представленных на сайте научно-популярных статей подготовлены сотрудниками ИГУ.
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru