Один из старейших в Сибири и в России. Основан в 1782 году по инициативе иркутского губернатора Ф.Н.Клички. В "музеуму" предполагалось собирать естественные предметы сибирского края, модели сельскохозяйственных орудий, инструменты, модели судов, плавающих по Байкалу и Тихому океану. Устройством музея занимались почетный член Академии наук Э.Лаксман и корреспондент Академии А.М.Карамышев.
Двухэтажное здание в мавританском стиле было построено по проекту инженер-архитектора барона Г.В.Розена в 1882-1883, 1890-1891 гг.
На фризе здания помещены фамилии исследователей Сибири: Беринга, Стеллера, Гмелина, Палласа, Георги, Миллера, Врангеля, Ледебура, Гумбольдта, Миддендорфа, Крашенинникова, Мессершмидта, Маака, Максимовича, Норденшельда, Турчанинова, Пржевальского и Черского.
В настоящее время в музее собрание археологических коллекций превышает 300 тысяч экспонатов и представляет памятники от палеолита до железного века. Первый в России палеолитический памятник "Военный госпиталь" был открыт в Иркутске в 1871 г. и исследовался В.А.Бельцовым, И.Д.Черским и А.Л.Чекановским. Наиболее яркой страницей в археологии Сибири является открытие в 1928г. М.М.Герасимовым палеолитической стоянки Мальта на р.Белой.
Уникальный археологический материал – резные женские статуэтки, изображения животных, украшения и реконструкции палеолитических жилищ – вошел в анналы мировой археологии. В 80-е гг. XIX в. Н.И.Витковским открыты и исследованы Глазковский и Китойский могильники. Результаты этих работ произвели переворот во взглядах современных ученых, считавших, что в Сибири не существовало каменного периода. Коллекция археологического нефрита на сегодняшний день является самой крупной в России. Это украшения и орудия труда из белого и зеленого нефрита, составлявшие погребальный инвентарь могильников каменного и бронзового веков.
В музее собраны обширные коллекции по этнографии народов Сибири и коллекции культовых предметов шаманизма и ламаизма.
Размещена также экспозиция, отражающая историю Приангарья с февраля 1917 г. Рождение новой эпохи было таким же трудным и кровавым для нашего края, как и для всей страны. Удаленность Сибири от центра, особенности экономического развития, зажиточность крестьян, своеобразный социальный и национальный состав населения, близость восточных границ определяли свою местную специфику: ожесточенная борьба партий, длительность установления Советской власти, интервенция, колчаковский режим, сложность восстановления хозяйства.
В годы Великой Отечественной войны сибиряки вместе со всей страной встали на защиту Отечества. Значительно была расширена промышленная база области за счет предприятий, эвакуированных из западных районов страны.
В послевоенный период начинается освоение природных ресурсов области, богатой полезными ископаемыми, водными и лесными запасами. Строятся промышленные гиганты, железные дороги, города.
Обо всем этом рассказывает экспозиция музея.
История жизни людей края на протяжении двух веков – XIX и XX – раскрыта через одежду, бытовые предметы, посуду на выставке "Век минувший – век нынешний". Диапазон представленных экспонатов – от старинных кружев и канделябров до телевизоров и джинсов.
Непосредственное общение с музейными экспонатами, ощущение времени, соприкосновение с историей дает посетителям выставка-салон "Эпохи в интерьерах".
один из лучших и богатейших музеев России.
Начало музейному собранию положила частная картинная галерея крупного общественного деятеля Сибири, городского головы Иркутска, издателя и мецената Владимира Платоновича Сукачева (1848-1920).
Первые в коллекции Сукачева полотна русских художников были приобретены в Санкт-Петербурге в начале 70-х годов прошлого столетия. К концу века галерея насчитывала более 80 превосходных работ русских и западно-европейских мастеров. На обозрение общественности были представлены произведения В.Максимова и А.Боголюбова, И.Репина и М.Клодта, П.Верещагина и И.Айвазовского, И.Вельца и Б.Виллевальде, Ю.Клевера, Л.Лагорио.
"…Изящная картинная галерея,…одна из редкостей Сибири, приятно удивила меня", - писал Жюль Легар, профессор из Франции.
В.П. Сукачев завещал свое собрание картин родному городу.
Став основой музейного собрания, коллекция картин, после того как в 1920 г. перешла в государственную собственность пополнялась произведениями, которые дарили музею купцы, золотопромышленники, банкиры, общественные и государственные учреждения.
Экспонаты восточной коллекции были переданы в галерею из музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества.
Истинные сокровища влились в Иркутское собрание из Государственного музейного фонда в 1928 г.: работы Ф.Рокотова, В.Боровиковского, А.Иванова, И.Шишкина, В.Поленова, В.Серова, Н.Рериха, А.Куинджи.
Большой удачей явилась передача музею живописного полотна В.Шебуева "Моисей со скрижалями", коллекций фарфора и ювелирных изделий фирмы Фаберже, ценных коллекций восточного искусства.
К числу счастливых приобретений принадлежит и богатая коллекция сенатора Н.Еракова: скульптуры даосских божеств, старинное русское художественное серебро, редкие памятники из кости и перегородчатой эмали Китая, живописные полотна Ш.Дофена, П.Паттера, скульптуры Е.Лансере…
Музей стал обладателем двух фарфоровых иконостасов конца XIX столетия, аналогов которым нет ни в одном музее нашей страны.
Значительным был приток памятников культуры в 1948-1949 гг. через комитет искусств при Совете министров России и СССР.
Особое место в собрании музея занимают произведения, преподнесенные в дар крупными коллекционерами и теми, для кого подаренное было единственной и оттого еще более ценной реликвией. Более ста дарителей оставили свои имена в архивах и экспозициях музея. Музей продолжает формировать коллекцию.
Одно из сильнейших творческих объединений – Иркутское отделение Союза художников России – внесло и продолжает вносить значительный вклад в развитие отечественного искусства. Широко известны имена художников А.Алексеева и Б.Бычкова, А.Вычугжанина и А. Жибинова, В.Рогаля и В.Смагина, сложно всех перечислить. Их произведения гармонично вписались в одну из лучших коллекций России.
С 1995 г. музей носит имя своего основателя. В октябре 1999 г. на здании музея была открыта мемориальная доска В.П.Сукачеву.
был основан в 1966 г. для сохранения уникальных памятников русского деревянного зодчества XVII – XIX вв. Организаторами музея были историк В.В.Свинин и московский архитектор Г.Г.Оранская.
Первых посетителей музей принял в 1980 г. За эти годы в музее "Тальцы" побывал не один миллион туристов со всего мира.
Музей расположен в живописном месте на правом берегу Ангары в Тальцинском урочище на 47 километре Байкальского тракта по дороге от г. Иркутска к озеру Байкал.
Музей привлекает посетителей не только богатыми природными ландшафтами, но и возможностью знакомства с материальной и духовной культурой народов Прибайкалья – русских, бурят, эвенков.
Экспозиции музея рассказывают о быте и особенностях жизни, обычаях и традициях народов Прибайкалья XIX – начала XX века. Своеобразная и величественная сибирская народная архитектура привлекает внимание туристов.
В течение многих лет в музее проводятся традиционные русские народные праздники, неизменно вызывающие огромный интерес у гостей и жителей Иркутской области. На Рождество и Святки, Масляницу, Троицу, Праздник ремесел проходят массовые гулянья, игры с участием лучших фольклорных коллективов, мастеров и ремесленников города и области.
В музее воссоздан гончарный и берестяной промыслы. Посетители музея могут своими собственными руками слепить маленький глиняный "шедевр" и увезти его с собой на память о музее.
Сотрудники музея ведут научно-исследовательскую работу по изучению культуры народов Прибайкалья. Результаты публикуются в журнале "Тальцы", который издается в музее с 1988 г. и является единственным такого рода периодическим изданием в России.
В 1999 г. решением Министерства культуры РФ музей назначен методическим центром для архитектурно-этнографических музеев Сибири и Дальнего Востока.
29 декабря 1970 года в доме Трубецких был открыт музей декабристов - филиал Иркутского государственного объединенного музея.
Дом-музей играет видную роль в культурной жизни города. С его открытием возвратилась прекрасная традиция - проведение музыкально-литературных вечеров и домашних спектаклей. Их истоки восходят к культурным традициям семей Волконских и Трубецких. Встречи с известными писателями, художниками, актерами, музыкантами в гостиной Трубецких стали неотъемлемой частью Иркутской литературной, театральной и музыкальной жизни.
В музее хранятся подлинные вещи Трубецких: стулья, пейзаж кисти А.С.Ребиндер, вышивки Е.И.Трубецкой, бронзовый стол, ваза и др.
В октябре 1999 года Музей выделился в самостоятельный и называется теперь Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов. Делом жизни стал музей для его бессменного директора Евгения Александровича Ячменева.
Музей истории города Иркутска открыт в январе 1996 года.
Основными задачами музея являются сохранение, популяризация историко-культурного наследия города Иркутска; патриотическое и нравственное воспитание молодых граждан города.
Музей осуществляет научно-исследовательскую, экспозиционно-выставочную, собирательскую, хранительскую, культурно-просветительскую, научно-пропагандистскую и издательскую деятельность.
Музей содействует развитию народных промыслов, пропагандирующих историю и культуру города Иркутска.
При музее действует Клуб "Встреча" ("Мемориал"), клуб Почетных граждан города Иркутска, кружок "Юный краевед", городской краеведческий клуб "Иркутск-Форт-Росс".
Архитектурно – этнографический музей "Тальцы"
Иркутский областной художественный музей
Иркутский областной краеведческий музей –