Самыми первыми артистами в Иркутске были скоморохи-потешники. Желанные и любимые участники народных праздников, они странствовали по Сибири, останавливаясь в деревнях и городах, показывая свое умение жонглеров, плясунов, песенников и рассказчиков.
Первым театром в Иркутске был кукольный театр – вертеп, родиной которого считается Украина.
В 1803 г. купеческий сын Е.П.Солдатов сделал попытку открыть в городе театр "для всей публики". Труппу его составляли солдаты местного гарнизона и канцелярские служащие.
В 1851 г. на Большой улице бывший бродячий актер и владелец балагана Маркевич открыл первый постоянный театр в Иркутске. Здесь ставились "Горе от ума" Грибоедова, "Гамлет" Шекспира, предпринимались попытки ставить балетные спектакли. Еще бы, ведь в Иркутске жила знаменитая русская танцовщица и певица Анаева-Пряхина. Ее дебют состоялся в 1858 г. Талантливая балерина, выпускница Императорской театральной школы организовала в городе обучение балетному искусству детей.
В 1861 г. здание первого театра сгорело. Новое построили только через 12 лет, но и этот театр сгорел в октябре 1890 г.
Стали думать о новом здании. Объявили конкурс. В мае 1894 г. начались строительные работы по проекту профессора Шретера – победителя конкурса. И к концу 1897 г. прекрасное здание театра было готово и торжественно открыто.
Ученые, путешественники, литераторы, имевшие возможность посетить город, отмечали "театральность" жителей Иркутска. "Современные известия" писали, что "Иркутский театр – один из лучших провинциальных храмов Мельпомены, там строгая публика, требующая хорошего репертуара и хороших посетителей".
Давным – давно началась и история Иркутского цирка. Иркутская летопись сообщает: "26 февраля 1794 г. приехал в Иркутск итальянец-балансер Миколешо с женою, двумя малолетними дочерьми и 28 учеными собаками, давал здесь свои представления с успехом".
Иркутский академический драматический театр им.Н.П.Охлопкова - старейший в Иркутске.
О нем рассказывает Заслуженный артист России, основатель музея театра Виталий Сидорченко:
"28 декабря 1850 года Петербургская газета "Северная пчела" писала: "Иркутск, 15 ноября…Наконец открылся и в Иркутске постоянный театр…Содержателем театра Иосифом Маркевичем и его труппой дано было представление из трех спектаклей в зале Благородного Собрания, потому что здание театра еще не выстроено… Состав труппы совершенно удовлетворительный…".
С этого момента и ведется отчет времени постоянной работы профессиональной труппы в Иркутске. Отметим, что "совершенно удовлетворительный" состав труппы нужно было привезти из центральной России за пять тысяч верст к берегам далекой Ангары глухими сибирскими дорогами на телегах и санях. Только по-настоящему сильные духом люди могли решиться на это. И первым среди основателей театра в Иркутске по праву называют А.А.Рассказова – ученика великого М.С.Щепкина, прибывшего в Иркутск в 1852 году и ставшего впоследствии известнейшим актером Малого театра в Москве.
В эти годы в Иркутске служили крепостной актер графа Шереметьева Семен Разгонин, антрепренер и актер А.Х.Астапов-Ярославцев, известные актеры Волков, Львов, Лебедев.
Шли годы. Менялись актеры и антрепренеры, нарабатывался репертуар. Гоголь и Островский, Сухово-Кобылин и Тургенев, Шекспир и Шиллер – вот имена, годами не сходившие с афиш иркутского театра.
В 1852г. иркутяне впервые увидели бессмертную комедию А.С.Грибоедова "Горе от ума", горячо принятую любителями театра.
На иркутской сцене выступили прославленные мастера русского театра – Карамазов, Орленев, Савина, Варламов, Долматов, Комиссаржевская, затем Яблочкина, Южин, Гоголева и другие. А сам Иркутск еще в 80-90-е годы прошлого века считался крупным театральным городом, предъявляющим большие требования к артистам.
"Современные известия" писали в 1884 году, что "Иркутский театр – один из лучших провинциальных храмов Мельпомены, там строгая публика, требующая хорошего репертуара и хороших исполнителей".
В канун первой русской революции в Иркутске с огромным успехом шли спектакли по пьесам М.Горького "Мещане", "На дне", "Дачники", поставленного талантливым режиссером К.А.Марджановым.
Театр набирал силу, становился мудрее, впитывал в себя все лучшее, что было в реалистическом русском сценическом искусстве.
А затем грянули годы революции и гражданской войны. И театр выходит на площадь, чтобы быть вместе с народом, в самой его гуще.
Знаменитое массовое действо "Борьба труда и капитала" на центральной площади города в 1921 году и сейчас еще помнят старожилы Иркутска. Душой и главным постановщиком "действа", вошедшего в историю советского театра, был рабочий сцены и статист театра, будущий народный артист страны, выдающийся актер и режиссер Николай Павлович Охлопков, чье имя сегодня носит театр.
В 1931 году в Иркутске стационировался коллектив Сибирского экспериментального театра (СЭТ), под руководством талантливого режиссера Н.Н.Буторина. Труппа его пополнилась ранее работавшими здесь артистами и стала постоянной. Вырастал большой и дружный творческий коллектив. Складывались и творческие устремления, вкусы и симпатии в новом репертуаре. На сцены пришли "Любовь Яровая", "Разлом", "Шторм", "Бронепоезд 14-69", "Кремлевские куранты". Не забывали ставить и классику.
В годы войны на афише иркутского театра появились новые патриотические названия: "Сталинградцы", "Фронт", "Русские люди", "Парень из нашего города" – спектакли большой эмоциональной силы, в которые было вложено и мастерство и энтузиазм. Традиция приоритета советской драматургии стала в театре ведущей. Отсюда стремление коллектива к работе над созданием собственного оригинального репертуара. Тесная дружба с иркутскими драматургами – П.Маляревским, Б.Левантовской, И.Дворецким, А.Самсоновым, а впоследствии А.Вампиловым – активно способствовала решению этой задачи.
Но русская и зарубежная классика и в послевоенные десятилетия занимала почетное место на афише театра: "Борис Годунов", "Последняя жертва", "Бешенные деньги", "Маскарад", "Чайка", "Три сестры", "Живой труп", "Гамлет", "Ричард III", "Мария Стюарт" – это была прекрасная школа для артистов и ориентир для зрительского вкуса. В несомненных и признанных успехах иркутского театра 50-70-х гг. немалая доля их принадлежала режиссерам и актерам.
Заслуженный деятель искусств РСФСР Н.Медведев, Народный артист БССР В.Головчинер, Заслуженный артист РСФСР А.Шатрин, Народный артист СССР М.Куликовский, Заслуженные артисты РСФСР Е.Баранова, А.Павлов, А.Терентьев, Народные артисты Г.Крамова, А.Тишин и Б.Ситко. В труппе театра работал известный кинорежиссер Народный артист РСФСР Л.Гайдай, Народный артист СССР Л.Броневой, известные киноактеры Г.Стриженом, М.Светин и др.
Гастроли в Москве в 1957 и 1978 годах, в Ленинграде в 1987 году явились серьезным и ответственным экзаменом на творческую зрелость театра.
Гастроли в Центральную Россию и на Дальний Восток, во Фрунзе и Баку, в Душанбе и Донецк, в Саратов и Волгоград, в Ростов и Кострому и во многие другие города страны дали пищу для раздумий и выводов. Обязывали театр еще требовательнее относиться к своей работе. Много познавательного получила группа актеров на гастролях по Соединенным штатам Америки в 1995-1997гг.
В канун наступающего века на афише театра сформировался достаточно разнообразный репертуар. Как всегда значительное место в нем занимает русская и зарубежная классика, пьесы современных авторов.
Старинное здание театра претерпело грандиозную реконструкцию, рядом выстроен еще один театр в миниатюре со сценой для камерных спектаклей.
Город преподнес к 150-летнему юбилею театра замечательный подарок и долг актеров 80-90-х годов – ответить на этот подарок новыми творческими достижениями.
А такие возможности у нынешней труппы без сомнения есть, ибо в театре плодотворно трудятся народные артисты России В.Венгер, В.Егунов, Заслуженные артисты России К.Мыльникова, А.Берман, Л.Слабунова, Н.Королева, А.Басин, В.Сидорченко, Т.Панасюк, Т.Олейник, А.Булдаков, Н.Дубаков, Г.Гущин, Т.Двинская, Е.Мазуренко, А.Крюков и много талантливой молодежи.
И каждый вечер все они с волнением ждут встречи с взыскательным, чутким и требовательным иркутским зрителем.
Иркутский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова
Решение о создании в Иркутске театра рабочей молодежи (ТРАМа) было принято 15 января 1928 г. Восточно-Сибирским крайкомом комсомола. Уже тогда сформировалась группа актеров, ставших впоследствии мастерами сцены и отдавших театру свои жизни. Их имена не забыты: В. Климанова, Т. Козлитина, П. Лавров, И. Коршунов, В. Шестерников, В.Эхтер, Н. Кушникова.
В 1937 г. произошла реорганизация театра, и ТРАМ стал театром юного зрителя. Долгие годы работали в театре известный драматург П. Маляревский, дирижер и композитор П. Гоголев, гример-пастижер В. Измайлова.
В 60-70-е гг. перед зрителем впервые предстали ныне народный артист РФ В.Филимонов, заслуженные артисты В.Елисеев, Г.Проценко, Л.Почаева, Л.Стрижова.
Большой вклад в истории театра оставили режиссеры Э.Корсаков, Л.Титов, К.Грушвицкая, В.Кокорин.
В 1987 г. Иркутскому ТЮЗу присвоено имя А. Вампилова.
Сегодня главный режиссер театра – Виктор Токарев. В 1997 г. на I Всероссийском фестивале "Байкальские встречи у Вампилова" театр стал лауреатом по 4 номинациям – за спектакли "Старший сын" и "Прошлым летом в Чулимске". В 1998 г. ТЮЗ отметил свое 70-летие спектаклем "70 мгновений любви". На областном конкурсе, посвященном 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, спектакль "Руслан и Людмила" удостоен 3-й премии. Двумя премиями II фестиваля "Байкальские встречи у Вампилова" отмечен спектакль по рассказам Вампилова "Мы бежали от заката" (режиссер В. Токарев). В 1999 г. ТЮЗ им. Вампилова получил призовое место на конкурсе "Образцовое предприятие культуры".
На базе Иркутского ТРАМа актерами московского Театра детской книги им. А.Б.Халатова, который гастролировал в городе Иркутске, был организован Восточно-Сибирский государственный театр кукол и марионеток. 8 января 1935 г. он открылся премьерой спектакля "Еж, Петрушка и две обезьяны" по пьесе С.Зак. Позже театр был переименован в Иркутский областной театр кукол. Со дня организации театр ни на один день не прекращал своей деятельности, до 1988 г. он был передвижным. В 1988 г. театр получил собственное здание и стал стационарным, тогда же он получил свое название "Аистенок".
Начав свою работу с маленьких одноактных пьес и инсценировок, театр, постоянно совершенствуя свое мастерство, перешел к постановкам сложных спектаклей. Гоголь и Пушкин, Толстой и Чехов, Бажов и Шток, Мольер и др. авторы нашли свое отражение на сцене театра. Ежегодно репертуарная афиша театра состоит из 25 названий спектаклей для детей и взрослых.
Возглавляют театр директор Андрей Николаевич Калиниченко и главный режиссер засл. деятель искусств России Устинов Людвиг Григорьевич.
Иркутский музыкальный театр
.
В октябре 1940 г. в Иркутск приехал на шестимесячные гастроли Горьковский театр музыкальной комедии. В марте 1941 года он был стационирован в Иркутске и стал называться Иркутским театром музыкальной комедии.
От года рождения театр выпустил 370 премьер, сыграл около 18 тысяч спектаклей, которые посмотрели более 10 миллионов зрителей.
Театр поставил почти все известные классические оперетты и более двухсот произведений современных авторов, из которых особое признание зрителей и критики получили: "Свадьба в Малиновке" – 1946 г., "Голубой гусар" – 1953 г., "Левша" – 1957 г., "Севастопольский вальс" – 1961 г., "Бабий бунт" – 1975 г. Из классических оперетт – "Летучая мышь" (постановки 1948 и 1980 гг.).
Ряд произведений был создан непосредственно в театре. Особое значение приобрела музыкальная комедия "Огни сибирские" (1956 г.), музыку к которой написал главный дирижер театра А.Кулешов. Автором пьесы был актер театра Н. Каширский. Спектакль рассказывал о строительстве Иркутской ГЭС и в течение двух сезонов прошел более ста раз при переполненных залах. А также балетный спектакль "Свет мой, Мария" (1985 г.), поставленный главным балетмейстером театра Н.Катугиным на собственное либретто по мотивам поэмы Н.Некрасова "Русские женщины", посвященный памяти декабристов и их жен.
Из актеров, в разное время работавших в театре и составлявших славу театру, в первую очередь следует назвать: А.Воробьеву, Г.Гросса, И.Рогозинскую, Н.Каширского, Н.Загурского, В.Пясковскую. Наибольший вклад в развитие театра внесли режиссеры А.Н.Орлов (1948-1962 гг.), М.Я. Луковецкий (1975-1983 гг.).
В 1989 году Иркутский театр музыкальной комедии получил статус музыкального театра, переехал в новое здание, которое открыл 5 января 1990 года премьерой оперы Ж. Бизе "Кармен".
В девяностые годы, наряду с опереттами и мюзиклами, театр ставит оперы: "Травиата" Дж.Верди, "Паяцы" Р.Леонкавалло, "Дон Паскуале" Г.Доницетти, "Алеко" С.Рахманинова и др.; а также балеты: "Жизель" А.Адана, "Эсмеральда" Ц.Пуньи, "Щелкунчик" П.Чайковского.
Особое место в творчестве театра заняли совместные постановки с театром Пилигримов рок-опер: "Юнона и Авось" А.Рыбникова, "Иисус Христос – Суперзвезда" Э.Уэббера, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" А.Рыбникова. Эти спектакли продолжают идти в театре, восторженно принимаются молодежью, на них всегда полные залы.
Театр побывал на гастролях в 55 крупных городах бывшего Советского Союза: трижды в Москве, в Ленинграде, в Таллинне, Ташкенте, Алма-Ате, Фрунзе.
В настоящее время в театре работает более трехсот человек. Артистический состав состоит из 27 солистов-вокалистов, (два народных артиста России - Е. Волошина и Н.Хохолков, семеро имеют почетные звания заслуженных артистов России), в составе хора 30 человек, оркестр – 34, балетная группа – 26.
Художественный руководитель театра – Н.Печерская (с 1987 года), музыкальный руководитель – Н.Сильвестров (с 1990 года), главный балетмейстер – Ю.Надейкин (с 1996 года), главный хормейстер – У.Чугуевская (с 1975 года). Директор театра с 1998 года – В.Шагин.
Иркутский городской театр народной драмы
появился в 1977 году как народный театр-студия. Шаг за шагом осваивая русскую классику, европейский театр, пьесы советского периода, коллектив пришел к исследованию народной культуры. Собирал и изучал материалы по русскому эпосу, обряды, песни. Восстанавливал уклад народной жизни. И постепенно обычный во многом театр-студия стал превращаться в подлинную лабораторию русской культуры. За высокое профессиональное мастерство по ходатайству общественности города Иркутска и Иркутской области в 1987 году театру присвоен статус профессионального. Коллектив становится участником и лауреатом таких крупных культурных праздников как Дни Славянской Письменности в Москве, Славянский Собор в Вологде, 1-й Всероссийский фестиваль Русской культуры в Омске, 1-й Всемирный Собор в Москве, традиционных Дней русской духовности и культуры "Сияние России" в Иркутске. Гастроли театра успешно прошли в Приморском крае, Сахалинской области, на Курилах, в Москве, Вологде, Рязани, Омске, Новосибирске, Приднестровье и т.д. Большая часть нынешнего репертуара записана в фонды Российского телевидения и радио, а в 1995 году в Москве театр записывает компакт-диск народных и казачьих песен, былин, гимнов "Ты взойди, ясное солнышко".
В этом театре актер не просто исполнитель. Он – умелец, творец. В мастерской театра изготовлены народные музыкальные инструменты: гусли, свирели, колесная лира, гудок, трубы, рожки, пыжатки; для воинских представлений – кольчуги, шлемы, мечи, хоругви древнерусских богатырей, костюмы и макеты оружия казаков – землепроходцев 17 века; для детей – резной вертеп – театр с куклами, выполненный в традициях иркутского деревянного зодчества. Актеры театра: Вадим Дейнеко, Андрей Мингалев, Юрий Жигарьков, Геннадий Савушкин, Сергей Горбунов, Лариса Максимова – настоящие знатоки народной музыки. При театре действует студия, где накопленный опыт передается молодежи и детям.
Театр народной драмы предлагает зрителям спектакли: "Слово о Полку Игореве", "Русские былины", "Голубиная книга", "Яков Похабов", "Русский труженик-солдат", "Покорение Сибири", "Русский стиль", "Рождественский вертеп Царь Ирод", "Про Ильюшеньку Муромца". В календарные русские праздники театр предлагает зрителям посмотреть народные обряды; "Колядки", "Масленица", "Свадьба" которые проводит в Музее деревянного зодчества на Байкале, на улицах и площадях Иркутска. Также в репертуаре театра концертные программы "Душа хранит…", "Славянские и древнерусские музыкальные инструменты", "Кует кузней золотой венец", "Русь непобедимая" и др.
7 декабря 1996 года театр стал лауреатом премии имени Святителя Иннокентия Иркутского.
Иркутский городской театр народной драмы является на сегодняшний день уникальным театральным коллективом, способным одинаково успешно работать в жанре площадного, обрядового, эпического, драматического театра. Иркутск славен своими культурными, историческими традициями и театр вносит посильный вклад в их укрепление и приумножение.
Коммерческий директор театра Александр Крапивнюк, художественный руководитель и главный режиссер театра М.Г.Корнев.