Essay

Architectural and cultural monuments

Irkutsk is one of few cities in Russia, which has a solid number of monuments - more than 1200, according to a noteworthy contribution to the history of the country and more than three hundred years age. The majority of them are monuments of architecture. There are many historical monuments here. Irkutsk also has archeological and monumental art monuments. The majority of them have a local importance, but there are objects of Russian scale.

In our city there are more than 10 monuments of city-building art - reserved streets and zones.

Irkutsk has the largest treasury of wooden architecture monuments among Siberian cities. The whole districts of the wooden houses are kept. The woodcarving, lacy designs skillfully decorate ridge-roofed houses, window frames and door jambs. "I visited many cities and capitals of different countries and I can tell, that such wooden architecture and amazing carving, as seen in Irkutsk, is not present in any corner of the world", - an artist Ilya Glazunov responded about our city, well- known connoisseur and defender of the Russian old. First of all, he meant baroque carving , which distinguishes Irkutsk from all cities, without any exception.

Lacy house. Photo A.Knyazev.

And a well-known Irkutsk writer Valentin Grigoryevich Rasputin expressed those feelings, that a man can feel warmly, figuratively and sincerely, contemplating results of works Siberian skilled craftsmen: "It is not easy to build a house it would be warm convenient to live in. It’s been built for a surprise and lovely sight, like a painting and a magic house where a magic life would begin. It was considered to be important and, as we now speak, prestigious. A spirit of rivalry in innovations and beauty has never left a Siberian and made him do many remarkable acts. Only a man from Siberian ancestral home (Arkhangelsk area, Vologda territory, Great Ustyug and Novgorod territory), the areas first Siberian masters took their craft from, could be equal to the Siberian art. The Siberians brought and developed it up to a surprising perfection and indefinitely fanciful imaginations, evoked by new life and new open spaces. The Siberian masters used their art everywhere - in a city and village, among the rich and poor, at the hunters, ploughmen and master people. Only a complete beggar with an empty pocket spirit, having built its house, did neither decorate and paint it nor make a design. Such absence of art remained a seal of his poverty and hopelessness for all his life. Such a cabin (house), as now is well notable, got older soon, having buried its window into the ground; one could look at it, “poor fellow” with bitterness among near-by standing strong, vigorous, decorated with carving houses. Constructed for being a pleasure to people, until now, they also bring it despite its a complete century age. Even the most insignificant of them, with the most simple furnish, nevertheless keeps its appeal, dignity and forever a noble soul of a master".

Public buildings have many wonderful examples. There are more than a hundred total: a row of unique churches, objects of architecture, engineering and garden-park art. The buildings of drama and musical theatres, regional and art museums, Philharmonic society (it used to be a Public assembly there), bridges, parks, Bazanov’s orphanage house (nowadays there is an eye clinic there), the management of the Eastern-Siberian railroad, movie theater “Art".

The White house, Empire style palace with perfect lines, still decorates the city. It was built not later than 1804 by a rich merchant Sibiryakov on the Angara river bank. This remarkable palace, constructed presumably according to the project of the architect Kwarengi, is built in Russian classicism style. It pleases an eye with a strict proportionality, majestic six-columned portico, grace and harmony of architectural details and ornaments. It used to be a residence of Irkutsk general - governors, and in 1918 Irkutsk university was placed there on the day of its opening. Now there is one of the largest University libraries of Russia – the Zonal scientific library of Irkutsk state university here.

White house in Irkutsk. Postcard. Photo V.Ivanov. Moscow Triumphal gate. Photo from S.Medvedev's book "Irkutsk on postcards"

In 1811-1813 the Moscow Triumphal gate was built on the Angara river bank. This stone gate played a role of parade entrance into the city. It had a large size (19 meters high and more than 16 meters long). The gate was visible from a far distance from the Moscow road. It was constructed in the honor of one decade anniversary from the date of Alexander I rule (the gate was not kept until now).

Monument of Siberian land explorers. Photo A.Knyazev.

In 1908 the monument to Alexander III was solemnly opened in the honor of the end of the Siberian railway construction. The pedestal of the monument is decorated with high relief and images of a conqueror of Siberia Ermak, General - Governors M.M.Speranskii and N.N.Muravyov-Amurskii; its eastern side is decorated with a bronze double-headed eagle, holding an imperial order about the Siberian railway construction. In 1920 the monument was dismantled.

It is possible to refer a number of Irkutsk monuments to unique historical relics: a tomb of seafarer G.I.Shelikhov, the House and burial place of the Decembrists, a tomb of the historian A.P.Schapov and playwright A.V.Vampilov.

The ice breaker "Angara" - most ancient of the icebreaking type ships in our country has a dramatic destiny. In 1977 the decision of Irkutsk city executive committee to open a museum on the vessel was taken. However, there was not done much. The ice breaker appeared to be ownerless; it burned and eventually sank. When in 1985 the ship was lifted up to surface, and regional Counsil insisted on its transformation into a museum, its restoration works began in 1988. In a cultural - ecological centre 1991 was opened on the ice breaker.

Among archeological monuments there are two especially interesting kinds of them: settlements and funeral objects. Among 17 archeological monuments 16 ones represent settlements. One of them is especially important – the first settlement site of the Paleolithic epoch, opened in Russia (1871). An archeological monument is located on one of the right bank heights of the Ushakovka river, in the mouth part, on the territory of military hospital (Kuibyshevskii district). The significance of the monument is not only in a fact that its opening contributed to the beginning of Russian Paleolithic Studies. It was the first time when Paleolithic art articles were found.

An extremely interesting sepulchral site, globally known, was found. It is the Glazkovo necropolis, its significant part is on the territory of the Paris Commune park. Burial places of many ancient people and nephrite and bone products of rare historical and art value were found here.

The protection of monuments of the past began a long time ago: at first, it was Irkutsk scientific archival commission (1911). In 1912 church-historical archeological society was opened, called to watch conditions of ancient temples and other cult relics.

The house of S.Volkonsky. Photo A.Knyazev The house of S.Trubetskoy. Photo from guidebook "Irkutsk", 1986

Now the Centre of preservation of heritage and All-Russian society of historical and cultural monuments protection - its Irkutsk branch, are engaged in study and protection of monuments in Irkutsk.

 
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru

Иркутск

Памятники архитектуры, истории и культуры

Иркутск – один из немногих городов России, имеющий в соответствии со своим заметным вкладом в историю страны и более чем трехсотлетним возрастом солидное число памятников – более 1200. Большинство из них – памятники архитектуры, довольно много у нас памятников истории. Есть археологические и памятники монументального искусства. Большинство из них – местного значения, но есть объекты и российского масштаба.

В нашем городе более 10 памятников градостроительного искусства – заповедных улиц и зон.

Иркутск обладает самым большим из городов Сибири массивом памятников деревянного зодчества. Сохранились целые кварталы деревянных домов. Резьбой по дереву, ажурным орнаментом искусно украшены островерхие крыши, оконные рамы и дверные косяки. "Я был во многих городах и столицах разных стран и могу сказать, что такой деревянной архитектуры, такой изумительной резьбы, как в Иркутске, нет ни в одном уголке мира", - отозвался о нашем городе художник Илья Глазунов, известный знаток и защитник русской старины, имея в виду в первую очередь барочную резьбу, которой выделяется Иркутск из всех без исключения городов.

Кружевной дом. Фото из альбома А.Князева "Иркутск".

А известный иркутский писатель Валентин Григорьевич Распутин, так тепло и душевно, так образно передал те чувства, которые испытывает человек, созерцая результаты трудов сибирских умельцев: "Нет, не просто построить, чтобы тепло и удобно было жить, но построить на удивленье и загляденье, точно картинку, точно терем волшебный, в котором, быть может, настанет и волшебное житье, - вот что считалось важным и, как теперь говорят, престижным. Дух соперничества в новшествах и красоте никогда не оставлял сибиряка и подвигал его прежде на многие замечательные дела. В этом искусстве если и был кто равен сибиряку по всей огромной России, так разве лишь мужик с его прародины – с Архангельщины, Вологодчины, Великого Устюга и Новгородчины, откуда и вынесли первые насельники Сибири свое ремесло. Вынесли и развили до удивительного совершенства и бесконечно причудливой, навеянной новой жизнью и новыми просторами, фантазии, привили везде и всюду – в городе и деревне, среди богатых и бедных, у охотников, пахарей и мастеровых. Только полностью нищий карманом или духом человек, поставив жилье, не украшал, не узорил, не расписывал его, не колдовал над ним, и уж одно это оставалось печатью его нищеты и безысходности на всю жизнь. Такая избушка, как теперь хорошо заметно, прежде и старилась, заваливалась, уткнувшись окошком в землю; горестно и неловко смотреть на нее, бедолагу, со стоящими рядом еще крепко, бодро и форсисто, разукрашенными резьбой домами. Созданные на радость людям, до сих пор, несмотря на полный свой век, они эту радость и приносят. Даже самыйневеликий из них, с самой незатейливой отделкой, и ту уже немало потерявший, сохраняет все же привлекательность, достоинство и навеки оставшуюся в нем благородную душу мастера".

Немало прекрасных образцов имеют общественные здания. Их насчитывается более ста: ряд уникальных церквей, объекты архитектуры, инженерного и садово-паркового искусства. Здания драматического и музыкального театров, краеведческого и художественного музеев, филармонии (ранее в нем находилось Общественное собрание), мосты, парки, Базановский воспитательный дом (ныне глазная клиника), управление ВСЖД, кинотеатр "Художественный".

Поныне украшает город Белый дом, прекрасных чистых линий ампирный дворец, поставленный несметно богатым купцом Сибиряковым на берегу Ангары. Построен не позднее 1804 г. этот замечательный дворец, созданный предположительно по проекту архитектора Кваренги, выстроен в стиле русского классицизма. Он радует глаз строгой пропорциональностью, величественным шестиколонным портиком, изяществом и соразмерностью архитектурных деталей и украшений. Служил резиденцией иркутским генерал-губернаторам, а в 1918 г. в нем разместился в день своего открытия Иркутский университет. Теперь здесь одна из крупнейших вузовских библиотек России – Зональная научная библиотека Иркутского государственного университета.

Белый дом. Почтовая открытка. Фото В.Иванова. Московские Триумфальные ворота. Иллюстрация из книги С.Медведева "Иркутск на почтовых открытках"

В 1811–1813 гг. были сооружены на берегу Ангары Московские Триумфальные ворота. Эти каменные ворота играли роль парадного въезда в город, отличались большой величиной (19 м. высоты и более 16 – длины) и были видны издалека с Московского тракта. Создавались они в честь десятилетия со дня правления Александра I (не сохранились).

Памятник покорителям Сибири. Иллюстрация из фотоальбома А.Князева "Иркутск".

В 1908 г. торжественно был открыт памятник Александру III в честь окончания строительства Сибирской железной дороги. Постамент памятника украшен горельефными изображениями покорителя Сибири Ермака, генерал-губернаторов М.М.Сперанского и Н.Н.Муравьева-Амурского, на восточной стороне – бронзовый двуглавый орел, держащий царский рескрипт о строительстве Сибирской железной дороги. В 1920 г. памятник был демонтирован.

К уникальным историческим реликвиям Иркутска можно отнести ряд памятников: могила мореплавателя Г.И. Шелихова, Дома и захоронения декабристов, могилы историка А.П. Щапова и драматурга А.В. Вампилова.

Дом декабриста Сергея Волконского. Иллюстрация из фотоальбома А.Князева "Иркутск" Дом декабриста Сергея Трубецкого. Фото из путеводителя "Иркутск", 1986 г.    

Драматичной оказалась судьба ледокола "Ангара" – древнейшего из судов ледокольного типа в нашей стране. В 1977 г. было принято решение Иркутского горисполкома о создании на судне музея. Однако дело довести до конца не удалось. Ледокол оказался бесхозным, он горел, затем затонул. Когда в 1985 г. судно было поднято на поверхность, и областной Совет ВООПИК настаивал на превращении его в музей, но только в 1988 г. начались работы по его реставрации. В 1991 г. на ледоколе был открыт культурно-экологический центр.

Из памятников археологии особенно интересны два: поселения и погребальные объекты. Из 17 археологических памятников – 16 представляют собой поселения. Одно из них особенно важно – первая стоянка эпохи палеолита, открытая в России (1871 г.). Археологический памятник расположен на одной из возвышенностей правого берега реки Ушаковки, в приустьевой части, на территории военного госпиталя (Куйбышевский район). Значение памятника состоит не только в том, что с его открытием положено начало отечественному палеолитоведению, но еще и в том, что впервые были обнаружены предметы палеолитического искусства.

Открыт и один чрезвычайно интересный могильник, пользующийся международной известностью. Это Глазковский некрополь, значительная часть которого находится на территории парка им. Парижской коммуны. Здесь обнаружены захоронения многих десятков древних людей, а также редкие по исторической и художественной ценности изделия из нефрита и кости.

Охраной памятников прошлого в Иркутске начали заниматься давно: сначала Иркутская ученая архивная комиссия (1911 г.). В 1912 г. было создано Церковно-историческое археологическое общество, призванное следить за состоянием древних храмов и других культовых реликвий.

В настоящее время изучением и охраной памятников в Иркутске занимаются Центр сохранения наследия (ЦСН) и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры – иркутское отделение ВООПИК.

 
            .НОЦ Байкал
Проект ИГУ
Этот сайт разработан ЦНИТ ИГУ при поддержке Научно-образовательного центра "Байкал". Большинство представленных на сайте научно-популярных статей подготовлены сотрудниками ИГУ.
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru