Итак, князец Шебшей. Вести речь о нем - значит говорить о начальном периоде присоединения бурятских земель к России - о первой трети 17-го века. К началу 1630-х годов русские служилые люди ступили на западную окраину обширного края, где жили буряты. Присоединение бурятских земель к России шло где мирно, а где - силой оружия. В "Баргузинских летописях" читаем: "... главы абзаевского рода - Онгой Сэсэн и Ойлонго-шаман, не имея к ним (к русским) вражды, заключили с казаками соглашение о дружбе и, повесив горностая на конце шеста, подняли его, как символическую дань, стали подданными России". Это - пример мирного, добровольного присоединения. Князец же Шебшей (Чепчугуй) оказал сопротивление.
Зимой 1641 года боярский сын Василий Власьев с отрядом подступил к улусу Шебшея, расположенному в "Куленгинском хойморе" (хоймор - северная почетная сторона в жилище бурята). На предложение платить ясаг князец Шебшей ответил отказом. Завязался бой. Основные силы улусников были разбиты. Оставалась невзятой юрта Шебшея. С главой рода находились старший сын (от первой жены) и молодая жена с годовалым сыном. Запасов стрел было достаточно. Шебшей и его старший сын стреляли метко, особенно сам Шебшей. Как потом писал в донесении Власьев, стрелы Шебшея насквозь пробивали куяки (кольчуги). Власьев предложил Шебшею через переводчика-эвенка сдаться на почетных условиях. Шебшей не пошел на это. Когда он понял, что конец неминуем (юрта уже начала гореть), он крикнул осаждавшим, что сдает на их милость жену и годовалого сына-отхона (меньшого, младшего). В донесении Власьев писал: "выкинул их из юрты". А сам Шебшей со старшим сыном погиб, не сдавшись. Этот эпизод - со страниц донесения боярского сына Власьева ленскому воеводе - попал в фундаментальный труд российского академика Иоганна Эберхарда Фишера "Сибирская история" (С.Петербург, 1774г.).
Через некоторое время после поражения Шебшея несколько семей абзаевского рода с берегов реки Худанца перекочевали на восточную сторону Байкала, в Баргузин, но вскоре возвратились. Старый шаман Гунхар, возглавлявший эти семьи, умирая сказал: "Семь Сосен в урочище Яарикто (Яарагтын Долоон Нарасун) - запомните. Когда наши придут потом туда, пусть не забудут поклониться Семи Соснам".
Спустя лет двадцать еще несколько семей из местности Хуурай ушли в Баргузин, и от них никаких известий не было. За ними перекочевали туда двадцать семей булагатского рода, но не ужившись с эвенками, населявшими долину, ушли - половина в Итанцу, половина на северный берег Байкала.
Путь в Баргузин верхоленцы проделывали: зимой - через остров Ольхон по зимнему Байкалу, в летнее время - через верхнюю Ангару и через Уоян и Дырен.
Летом 1720 года в Баргузин ушли с берегов Куленги семь семей щоноевского и галзутского родов. Двигаясь через Дырен вниз по Баргузину, они облюбовали местность на берегу Баргузина, восточнее реки Курумкан. Их предводитель Сахали Одаев (из шоноевского рода) был выбран ими шуленгой, это - первый шуленга среди баргузинских бурят. Местность, где поставили юрты эти буряты, в Баргузинском остроге назвали по имени шуленги Одаева - Сакули. А была еще в этой группе бурят обладавшая большой силой магии Эхэ-Удаган (Мать-шаманка). Эвенки долины очень считались с ее искусством, старались с ней не обострять отношений.