Озеро Танганьика в Восточной Африке. Оно похоже на Байкал по происхождению (рифтовое) и размерам котловины. Длина Танганьики около 650 км, ширина 40-80 км, площадь 34 тыс кв км. Максимальная глубина в южной части 1470 м. По объему воды Танганьика в 2 раза меньше. В нем водятся гиппопотамы, крокодилы.
На пассажирских и туристических маршрутах около 1200 миль.
Опасна для судна резкая качка (сильный крен и броски). Она вызываетс не столько высокими, сколько крутыми волнами. На Байкале штормовые волны всегда крутые, гораздо круче, чем морские.
Осенью 1902 года в районе Малого моря сильно пострадал пароход "Александр Невский", погибли буксируемые им баржи, на которых возвращались из путины рыбаки с семьями. Катастрофа произошла перед мысом Кобылья голова, при выходе из Малого моря в Малые Ольхонские Ворота. Ветер сарма развилс так стремительно и был таким сильным, что параход вынужден был обрубить буксиры и оставить баржи на произвол судьбы. Одну баржу, что шла последней, выбросило на песчаную отмель, и люди на ней спаслись. А две других баржи выбросило на камне у мыса Кобылья голова. Там погибло 172 человека. Само судно чудом сохранилось, стоя у подветренного берега на двух якорях с двигателем, работающим на полную мощность.
Грузы весом до 15т могут перевозиться при толщине льда 50см, при толщине в 1 м - значительно больше. В 1904г между станциями Байкал и Танхой поперек озера была проложена железнодорожная переправа. На лед на бревнах укладывались металлические рельсы, и по ним конной тягой перевозили железнодорожные вагоны и паровозы. Вес паровозов был около 65 т. Их приходилось перевозить в разобранном состоянии - не выдерживал лед на сквозных трещинах.
При однопутной дороге - тридцать девять тонелей. После постройки второго пути количество тонелей и различных инженерных переходов достигло 63 с общей длиной 6.5 км. Сегодня тонели являются неотъемлемой частью живописнейшей Кругобайкальской железной дороги.
Эта легенда возникла по двум причинам: из-за того, что недостаточно ясно, как нерпа попала в Байкал, и из-за наличия в средней части озера кругового течения, куда чаще всего увлекаются рыболовецкие сети, поставленные в придельтовых районах Селенги. Однако, никакой подземной протоки нет, так как в этом случае по закону сообщающихся сосудов уровни воды Байкала и океана выровнялись бы.
Все водоемы умеренных и высоких широт на Земле оказались бы заполненными им от поверхности до самого дна. Солнце не смогло бы растопить эту массу. На планете царил бы вечный холод, и она стала необитаемой.
Вода в Байкале обладает агрессивностью и высокой растворяющей способностью. Для инженерных бетонных конструкций применяются специальные марки бетона.
Это возможно осуществить с восточного берега на западный в районе южнее Баргузинского залива. Здесь северо-восточный ветер баргузин дует почти поперек котловины Байкала.
Этим вопросом интересуются очень многие, особенно англичане. Увы... Пока никто байкальскую Несси не видел.
В Байкале содержится 7.692*10^41 молекул воды и 10^19 капель.
Киты - обитатели открытых морей и океанов. Байкал с самого начала формировалс как озеро и с океаном непосредственно никогда не был связан. Поэтому китам в Байкале неоткуда взяться.
На берегах Байкала и особенно в истоке Ангары живут оляпки. Эти птицы ныряют за пищей в воду и бегают по дну, собирая гаммарусов, личинок ручейников, олигохет и других червяков.
В районе Гусинного озера найдены остатки травоядных динозавров мезозойской эры. Это самые крупные животные, из когда-либо обитавших на Земле. Их длина до 26-27 м и вес до 50 т.
На побережье Байкала, в долинах некоторых рек и речек, например, Крестовки, Большой и Малой Котинки, Баргузина, у подножья мыса Соболева и др. в прошлые времена добывали золото. Естественно, что в течение многих сотен и тысяч лет эти речки выносили вместе с аллювием и драгоценный металл. Поэтому есть достаточно оснований полагать, что на дне Байкала, по крайней мере, напротив долин, есть отложения россыпного золота.