Кругобайкальская ЖД

О КБЖД

Если вы собрались в путешествие по Байкалу, постарайтесь внести в свои планы знакомство с уникальным инженерным памятником – Кругобайкальской железной дорогой или просто Кругобайкалкой, как ее обычно называют. Эта железнодорожная ветка длиной 85 км, в прошлом часть Транссибирской магистрали, проходит по юго-западному берегу озера, соединяя город Слюдянка и порт Байкал.

География
Изначально Кругобайкальским назывался существенно больший участок: 260 км от порта Байкал на западном берегу озера до Мысовой (сегодня – г. Бабушкин) на восточном. Восточная часть этого отрезка Транссиба (Слюдянка – Мысовая) и сейчас действует в составе ВСЖД. А порт Байкал стал железнодорожным тупиком в результате возведения плотины Иркутской ГЭС, перекрывшей Ангару и затопившей часть пути – Иркутск-Байкальскую ветвь (1956г.). До этого дорога, скрывшаяся под водой, от порта Байкал шла дальше, по левому берегу Ангары до Иркутска, а Кругобайкалка была единственной связующей нитью в Транссибирской магистрали. Название «Кругобайкальская железная дорога» или «Старая дорога» осталось за западным, тупиковым участком.
Кругобайкалка потеряла свою стратегическую важность, но являясь одной из самых красивых и насыщенных инженерными сооружениями железных дорог мира, получила статус архитектурно-ландшафтного заповедника. Живописные скалы узкой полоски побережья Байкала, по которой прошла магистраль, органично сливаются с каменной кладкой подпорных стенок, тоннелей и галерей, мостами и виадуками, по праву признанными инженерно-техническим искусством. Памятниками искусства, которым уже более ста лет.
История
Еще в 1891 году Александр III издал указ о начале строительства Великого сибирского пути, получившего название Транссибирской магистрали. В 1892 г. был образован Комитет Сибирской железной дороги, в задачи которого входили выбор маршрутов, кредитование, контроль над строительными работами и др. Председателем Комитета стал наследник цесаревич Николай, впоследствии император Николай II. При проектировании магистраль разделили на 7 участков, среди которых был Кругобайкальский. Непосредственно к строительству КБЖД приступили в начале 1902. Этот участок оказался самым ресурсоемким во всех отношениях: и по количеству работ, и по их сложности и по стоимости он превзошел все железные дороги России. Скалистый рельеф берега с крутыми откосами определил маршрут. Значительная часть дороги прокладывать в тоннелях или на полках, вырубленных в скалах, откосы укреплялись подпорными стенками. Каждый километр Кругобайкалки обошелся в среднем в 130 тысяч рублей, тогда как на других участках Транссиба один километр стоил около 93 тысяч. Что касается сроков, то строительство магистрали ускорили (на год) угроза и начало Русско-японской войны. Первый поезд по первому пути прошел через два с половиной года, в сентябре 1904, а в середине октября 1905 года было открыто постоянное движение. Второй путь был достроен в 1911-1915 гг. Кругобайкальская железная дорога, которую до революции называли «Золотой пряжкой стального пояса России», замкнула Транссибирскую магистраль вокруг Байкала – началась ее активная эксплуатация.
Достопримечательности
Сегодня КБЖД внесена в Перечень объектов историко-культурного наследия общероссийского значения в качестве памятника архитектуры. Здесь есть практически все, что накопила практика мирового железнодорожного строительства того времени. На маршруте Слюдянка-2 – Култук – Маритуй – Байкал около 40 тоннелей общей длиной 9063 м, 16 каменных галерей (295 м), около 470 водопропускных сооружений – мостов, виадуков, труб и лотков, а также более 250 подпорных стенок. Уникальность всего комплекса заключается в изяществе инженерных и архитектурных решений, столь гармонично вписанных в береговую линию Байкала и сохранившихся до наших дней в первозданном виде.
Кругобайкалка – памятник действующий. Раз в день, туда-сюда (Слюдянка – станция «порт Байкал»), курсирует один тепловоз с несколькими вагонами. Поезд в народе называют «мотаня» или «передача». Его основное назначение – обеспечить жителей придорожных селений всем необходимым: и корову можно перевезти, и спички. Также в список перевозимого традиционно попадают туристы. Время в пути 4 часа 40 минут. Кроме того, здесь периодически ходят специальные туристические поезда из Иркутска, с комфортабельными вагонами и остановками в наиболее интересных местах.
Маршрут КБЖД, помимо достопримечательностей самой железной дороги, изобилует многочисленными археологическими (стоянки древнего человека) и природными («Птичий базар», «Мраморы порта Байкал», «Мыс Шаманский», «Белая Выемка», «Слюдянские озера» и многие другие) памятниками. Ботанические и зоологические, геологические, инженерные и архитектурные комплексы воспринимаются как единые природно-культурные ансамбли.
Где отдохнуть
Наибольший поток туристов летом. Вдоль КБЖД располагаются палаточные лагеря, а также спортивные базы и базы отдыха, готовые предложить более комфортабельные условия:
  • Пансионат «Надежда». 71 км, пос. Байкал, падь Молчанова;
  • Гостевой двор «Яхонт». 74 км, пос. Байкал;
  • Турбаза Фенина. 74 км, пос. Байкал, падь Щелка;
  • Гостевой дом «Серебряный ключ». 80 км;
  • База отдыха «Электросвязь». 80 км, падь Бол. Баранчик;
  • База отдыха «Хвойная». 98 км, (бывшая станция Хвойная);
  • База отдыха «Шумиха». 102 км, поселок Шумиха;
  • База отдыха ВСЖД. 137 км, падь Шарыжалгай-3;
  • Спортивный детский лагерь ВСЖД «Шарыжалгай». 138 км;
  • База Иркутской областной федерации альпинизма «Ангасолка». 149 км, пос. Ангасолка (старая).
Что стоит знать
Если вы намерены путешествовать пешком, необходимо знать!!!
Вам понадобятся:
  • крепкая обувь, способная выдержать колотую щебенку насыпи ж/д пути;
  • фонарик, без которого не стоит заходить в тоннели и галереи, чтобы не наткнутся на сюрпризы «доброжелателей» – ямы, шпалы поперек пути и тому подобное;
  • аптечка (медпункты только в поселках Байкал и Култук);
  • провизия (магазины в тех же поселках, а между ними больше 80 км, кроме одного, на 149 км в Ангасолке);
  • средства от всевозможных насекомых (клещи, комары, мошка, осы и т.д.);
  • и самое главное – осторожность.
Нужно помнить, что железная дорога действующая, и по ней ходят поезда. Очень опасно лазанье по скалам, горные породы здесь рыхлые и постоянно осыпаются. Также легко осыпаются откосы железнодорожного полотна, спускаться к берегу лучше по тропинкам. Провода линии электропередачи на бетонные столбах, установленных на всем протяжении пути, под высоким напряжением и не изолированы. Помимо уже упомянутых клещей, водятся ядовитые змеи.

 

 
            .НОЦ Байкал
Проект ИГУ
Этот сайт разработан ЦНИТ ИГУ при поддержке Научно-образовательного центра "Байкал". Большинство представленных на сайте научно-популярных статей подготовлены сотрудниками ИГУ.
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ,