Бурятия - один из наиболее красивых регионов Восточной Сибири, поражающий удивительным разнообразием природы, органично сочетающей величие и мощь Байкала, бескрайние таежные пространства, полноводные реки и заснеженные вершины саянских горных хребтов.
С древнейших времен на территории современной Бурятии жили разные племена и народы. В каменном веке они занимались охотой и рыболовством. В эпоху бронзы появилась культура "плиточных могил", оставившая после себя древние памятники на могилах умерших, "оленные" камни среди степей и множество рисунков на скалах и пещерах. Люди, жившие в те далекие времена, умели обрабатывать медь и бронзу, делать прекрасные украшения и предметы обихода из золота и бронзы.
Одна из интересных страниц в истории Бурятии связана с хунну, потеснившими "плиточников" в последних веках до нашей эры. От многовекового господства этого конгломерата племен. создавших первое в Центральной Азии государственное объединение, осталось несколько городов-поселений и гигантских усыпальниц.На северных рубежах своих владений хунну построили укрепленный форпост-Нижне-иволгинское городище. На юге Бурятии известно большое число захоронений. Одно из них найдено в районе Кяхты, в Ельмовой пади.
После распада государства хунну племена, проживавшие на территории нынешней Бурятии, были втянуты в водоворот различных этнических образований. Здесь жили сяньби, курыканы, монголоязычные кидани, ранние средневековые монгольские племена, а также предки тунгусов.
В такой сложной исторической ситуации происходило образование бурятского и эвенкийского этносов. Буряты относятся к центрально-азиатскому типу северо-азиатской расы большой монголоидной расы. Говорят на бурятском языке, суеверной подгруппы монгольской группы алтайской семьи. Выделяются западные и восточные группы диалектов. Распространены также монгольский и русский языки. Большая часть бурят (забайкальские) до 1930 года пользовалась старомонгольской письменностью, с 1931 - письменностью на основе латинской графики, а с 1939 - на основе русского алфавита. Большинство западных бурят считались православными, но сохраняли шаманство, верующие буряты в Забайкалье - приверженцы буддизма. При дацанах (буддийских монастырях) имелись духовные школы, мастерские по изготовлению икон и скульптур, книгопечатные мастерские. Бурятские ламы (буддийские монахи) славились своей ученностью, среди них были известные богословы, медики и астрологи. Своеобразной была и дацанская архитектура.
Ко времени присоединения Бурятии к России (сер. ХII в.) происходил процесс формирования
бурятского зтноса из отдельных племенных групп, крупнейшими из которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. Русские заселяли Забайкалье в три основные этапа. В 17 веке пришли казаки-землепроходцы, в 18-19 вв. сюда были высланы старообрядцы (семейские), в конце 19 - начале 20 века - крестьяне-переселенцы. Все три волны принесли свою самобытную культуру, наиболее яркой из них является старообрядческая.
После Октябрьской революции были образованы Бурят-Монгольская Автономная область в составе Дальневосточной республики (1921) и Монголо-Бурятская Автономная область в составе РСФСР (1922). В 1923 г. Они объединились в Бурит-Монгольскую Автономнув Советскую Социалистичес- кую Республику в составе РСФСР. В 1937 г. от Республики были отделены и образованы Агинский Бурятский национальный округ в составе Читинской области, Усть-Ордынский Бурятский национа- льный округ в составе Иркутской области и отдельно Ольхонский район в составе Иркутской области. В июле 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Бурят-Монгольская АССР была переименована в Бурятскую АССР.
В октябре 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете Бурятской ССР. В Республике два государственных языка - бурятский, русский. В феврале 1992 года законодательная власть Бурятии приняла решение о переименовании Бурятской ССР в Республику Бурятия.
К западу от Байкала (Иркутская область) проживает 81 тыс. бурят, к востоку от него (Бурятия) - 249 тыс. бурят (данные переписи 1989 г).
Буряты - одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. По мнению академика А. П. Окладникова, формирование бурятского народа в целом можно представить как результат развития и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживающих в Прибайкалье. Первые группы монголоязычных племен в этом регионе появились в XI веке. Под их влиянием часть народа курыкан, проживавшего до этого на территории Прибайкалья, уходит вниз по реке Лена, а другая часть ассимилируется с монголами и становится прародителями западных бурят (возникают новые этнические племена хори-монголов).
До конца XVII века в Прибайкалье не было государственных границ. Наряду с раздробленными бурятскими родами (булагаты, эхириты, хонгодоры, хоринские и т. д.) на территории проживали различные монголоязычные родоплеменные группы, племена тюркского и тунгусского происхождения. Племена свободно передвигались в пределах от Байкала до пустыни Гоби. Только с установлением в 1727 г. русско-китайской границы это передвижение прекратилось и появились условия для формирования бурятской народности. Многие исследователи сходятся в мнении, что процесс формирования и консолидации бурятской народности начался в XVII в. Это подтверждают археологические и этнографические данные, по которым установлено, что к XVII-XVIII вв. большинство коренных племен Прибайкалья вошли в состав сформировавшейся народности - бурят. Предположительно название народности произошло от монгольского корня "бул", что означает "лесной человек", "охотник", по другой версии от корня "бу" - ловец соболя.
К этому времени относится и появление первых русских землепроходцев. По данным самой первой из известных бурятских летописей "Балжан хатанай тухай дурдалга" в 1648 году буряты выразили согласие принять подданство Российского государства.
В конце ХIХ - начале ХХ веков во всех бурятских ведомствах население уже было этнически смешанным. Поэтому в культуре бурятского народа очень много от русских и монгол.