Fishes

Baikal sturgeon
Acipenser baeri baicalensis Nikolski, 1896

Acipenser_baerii

From the evolution point of view, the Baikal sturgeon is the most ancient and the largest fish of Lake Baikal. The first information on the Baikal sturgeon can be found in the reports of the archpriest Avvakum and Nikolay Spafary, who visited the wonderful lake at the beginning of the XVII century. I.G. Gmelin (1751) also mentioned a considerable amount of the sturgeon describing his trip through Siberia. At the end of the 17th century, I.G. Georgi, a naturalist-researcher, gave a detailed description of the sturgeon, which dwelt in Lake Baikal, as well as commercial fishing of this valuable fish in the Selenga River. A.G. Egorov had been studying Baikal sturgeon for many years. He carried out a great deal of work studying distribution, abundance, biology, and commercial fishing of the sturgeon in different areas of Lake Baikal – bays and river mouths. The results of his investigations were published in some scientific papers and in the book “Baikal Sturgeon” (1961). A. Egorov noted that different peoples named the sturgeon differently: e.g. Mongols and Buryats – khelma, Evenks – tina, Yakuts – khatys, Gilyaks – tukkicho, and Golds – kirfu or kilfu. A famous Russian writer V.P. Astafyev named the sturgeon a “tsar-fish”.
The sturgeon is the only representative of cartilage fish in Lake Baikal forming a special subspecies. The colour of the sturgeon varies from light-brown to dark-brown. The abdominal side of the sturgeon is always light. There are five rows of bone scutes along the whole body between which there are small bone plates of different forms. The upper lobe of the tail fin is longer than the lower one. The mouth of this fish is low. In front of it there are four pairs of barbells. A juvenile fish has a longer snout than an adult.
The sturgeon inhabits mainly the depth of 20-50 m in the delta of the Selenga River, mouths of some rivers, and bays of Lake Baikal. In autumn, when there are strong winds, the sturgeon descends to the depth of 150 m. It winters in pits in the mouths of large rivers. Fattening and spawning migrations are also observed in the sturgeon. The average linear growth of this fish makes up 5-7 cm a year.
Males become mature at the age of 15-16 years (1 m long and 6-7 kg of weight), while females – at the age of 18-20 years with the body length of 100-120 cm and weight of 12-14 kg. After spawning the fish rests and re-spawns in one-two years. A modal (typical) group of the spawning flock consists of males of 15-28 years and females of 20-37 years. The fecundity of the sturgeon depends on the linear sizes and weight: the larger the female, the higher level the fecundity. There are 253,000 hard-roes in females of 140 cm long, while in those of 181 cm long and 39.5 kg of weight – 832,000 hard-roes. The diameter of a roe varies from 2.4 to 2.9 mm with the weight of 15.2-15.6 mg. Reproduction of the sturgeon takes place in such rivers as the Selenga, Upper Angara, and Barguzin. Spawning migrations begin in April. The sturgeon enters the rivers in a great number in late May-early June when the water temperature varies from 3-5 to 14-16ºC. Spawning takes place at 10-15ºC. Hard-roes grow on the stony-pebble substrate for 7-15 days at water temperature of 12-18ºC. Hatched larvae of 10-12 mm long stay in the rivers. Then in autumn they partly migrate to the river mouths and to Lake Baikal where they stay for wintering.

acip_s

Baikal sturgeon at young age

The sturgeon feeds on benthic organisms from shallow areas; mainly they are amphipods, juvenile fish, larvae of chironomids and other insects. There is also detritus, sand, and silt found in the stomachs of the sturgeon. There are age and seasonal changes in the sturgeon feeding. For example, crustaceans prevail in the food of juvenile fish, while in adults – young fries of different fish. In spring-summer period the main components of food may be mayflies, stone flies, whereas in winter – sculpins.
Different parasites have been registered in the Lake Baikal sturgeon: flukes, flat worms, nematodes, acanthocephalans, and leeches. Leeches are located on the fins and gill covers. The highest number of parasites is recorded in winter when the sturgeon is not very active. The longevity of the sturgeon is 50-60 years.
The commercial fishing of the sturgeon goes back to the ancient time. When the Russians settled around the lake, the fishing increased with the use of more advanced fishing gear. I.G. Georgi wrote in 1775 that “the omul was a daily bread for merchants, whereas the sturgeon provided them with wealth”. At the end of the XVII century there was observed a significant exploitation of fish resources which belonged to the Posolsk Monastery. The highest catch of the sturgeon made up 250-300 tons a year, one fish weighing 150-200 kg (the second half of the XIX century). As a result of intensive catch of juvenile and spawning fish, the reserves of this species considerably reduced, and beginning from 1945 there was a ban on its fishing.
The Baikal sturgeon is listed as an endangered species in the Red Book of the Russian Federation and in the Red Book of Buryatia. It is necessary to continue studies on biology of the sturgeon and to breed juveniles under artificial conditions in order to increase its abundance in the lake.
 
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru

Рыбы

Байкальский осетр
Acipenser baeri baicalensis Nikolski, 1896

Acipenser_baerii

Осетр - эволюционно самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал. Первые сведения о байкальском осетре можно встретить в сообщениях протопопа Аввакума и Николая Спафария, побывавших на удивительном озере в начале XVII века. Значительное количество осетра в нем отмечал и И.Г. Гмелин (1751), описывая свое путешествие через Сибирь. В конце XVII века натуралист-исследователь И.Г. Георги в своих заметках подробно описал осетра, обитающего в озере Байкал, а также промысел этой ценной рыбы в районе реки Селенги. Байкальского осетра много лет изучал А.Г. Егоров. Им проведена огромная работа по обследованию заливов, устьев рек с целью описать его распространение, численность, биологию и промысел в различных районах озера Байкал. Результаты его исследований опубликованы в нескольких статьях и в книге "Байкальский осетр" (1961). А.Г. Егоров указывает, что различные народы называют осетра по разному: монголы и буряты - хелма, эвенки - тина, якуты - хатыс, гиляки - туккичо, гольды - кирфу, кильфу. Знаменитый русский писатель В.П. Астафьев назвал его "царь-рыба".

Осетр - единственный представитель хрящевых рыб в озере Байкал, и образует здесь особый подвид. Окраска осетра варьирует от светло-коричневой до темно-бурой, брюшная сторона всегда светлая. Вдоль всего тела располагается пять рядов костных жучек, между которыми находятся мелкие костные пластинки различной формы. Верхняя лопасть хвостового плавника длиннее нижней. Рот у этой рыбы нижний, перед ним расположены четыре пары усиков. У молоди рыло более длинное, чем у взрослых рыб.

Осетр в основном обитает в дельте реки Селенги, в устьях некоторых других рек, в заливах Байкала на глубине 20-50 м. Осенью, когда отмечаются сильные ветра, он опускается до глубины 150 м. Зимует в ямах в устьях крупных рек. Отмечены нагульные и нерестовые миграции. Линейный рост осетра в среднем составляет 5-7 см в год.

Половой зрелости самцы достигают в 15-16 лет (длина более 1 м, масса 6-7 кг), а самки - в 18-20 лет, при длине тела 100-120 см и массе 12-14 кг. После нереста рыбы отдыхают и повторно идут на нерест через один-два года. Модальная (среднестатистическая) группа нерестового стада состоит из самцов 15-28 лет и самок 20-37 лет. Плодовитость рыб зависит от линейных размеров и массы; чем крупнее самка, тем выше плодовитость. У самок длиной 140 см количество икры составляет 253 тыс. шт., а при длине 181 см и массе 39,5 кг - уже 832 тыс. шт. Диаметр одной икринки варьирует в среднем от 2,4 до 2,9 мм, при массе 15,2-15,6 мг. Размножается осетр в реках - таких, как Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин. Нерестовые миграции осетра начинаются в апреле. В массе осетр заходит в реки в конце мая - начале июня, при колебаниях температуры воды от 3-5 до 14-16 °С. Нерест происходит при 10-15°С. Икра развивается на каменисто-галечном грунте 7-15 суток при температуре воды 12-18 °С. Выклюнувшиеся личинки длиной 10-12 мм обитают в реках; осенью часть их мигрирует в устья рек и в Байкал, где они и зимуют.

acip_s

 

Молодой байкальский осетр

Питается осетр бентосными организмами мелководий; в основном, это амфиподы, молодь рыб, личинки комаров-звонцов (хирономиды) и других насекомых, встречаются в желудках также детрит, песок, ил. Прослеживаются возрастные и сезонные изменения в питании осетра. Так, в пищевом комке молодых особей преобладают ракообразные, а у взрослых - молодь различных рыб; в весенне-летний период основными компонентами питания служат поденки, веснянки, а в зимнее время - бычки-широколобки.

У осетра, обитающего в озере Байкал, обнаружены различные паразиты: сосальщики, плоские и круглые черви, скребни и пиявки. Пиявки располагаются на плавниках, жаберных крышках; наибольшее количество паразитов отмечено зимой, когда рыбы ведут малоподвижный образ жизни. Продолжительность жизни осетра составляет 50-60 лет.

Осетра на Байкале добывали еще в древние времена. С появлением русских промысел рыб значительно увеличился с использованием более новых орудий лова. "Омуль доставлял рыбопромышленникам хлеб насущный, осетр доставлял им богатство", - так писал И.Г. Георги в 1775 году. Уже в конце семнадцатого столетия наблюдается значительная эксплуатация рыбных угодий, которые принадлежали Посольскому монастырю. Наибольший вылов осетра составлял 250-300 тонн в год, с массой тела одной рыбы 150-200 кг (вторая половина XIX века). В результате вылова молоди и рыб в период нерестового хода запасы этого вида значительно сократились, и с 1945 г. был введен запрет на его промысел.

Байкальский осетр занесен в "Красную книгу РСФСР" и "Красную книгу Бурятии" как редко встречающийся вид. Необходимо продолжить изучение биологии осетра и выращивание молоди в искусственных условиях для увеличения его численности в озере.

 
            .НОЦ Байкал
Проект ИГУ
Этот сайт разработан ЦНИТ ИГУ при поддержке Научно-образовательного центра "Байкал". Большинство представленных на сайте научно-популярных статей подготовлены сотрудниками ИГУ.
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru