Fishes

Fish of Lake Baikal
Ichthyofauna of Lake Baikal was formed as a result of fish invasion of diverse faunal complexes at different time and evolution of the native fauna of the lake. In Lake Baikal, there are 54 species and subspecies of fish, including introduced species, which belong to 15 families and 5 orders. All fish of Lake Baikal belong to three groups (complexes): Siberian, Siberian-Baikal and Baikal.
The Siberian complex is represented by common Siberian species inhabiting the littoral zone, bays and sors of Lake Baikal. These fish called as sor fish are mainly carps, perches and pikes. Moreover, introduced species such as European carp, catfish and bream also belong to this group.
The Siberian-Baikal complex is represented by grayling, whitefish and sturgeon which live in the littoral zone of the lake up to 300 m and migrate to the pelagic area of the open part of Lake Baikal in summer-autumn. 
Representatives of the Baikal complex prevail in the lake – 56% of the total number of species and 80% of the fish biomass. The complex consists of 29 species of cottoid fish among which 27 species are endemic. These fish inhabit the coastal water line up to maximal depths. Littoral cottoid fish are observed with representatives of other groups. They serve, on the one hand, as food for them, and, on the other hand, as competitors in food consumption.

The section on fish is based on papers by V.M. Yakhnenko (2002) and N.I. Kozlova (2001). We are very thankful to I.B. Knizhin for his consultations on systematics of Siberian fish.

 
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru

Рыбы

Рыбы озера Байкал

Материалы подготовлены преподавателями и сотрудниками кафедры гидробиологии и зоологии беспозвоночных Иркутского госуниверситета. Источник: Зоологические экскурсии по Байкалу

Ихтиофауна Байкала сложилась в результате разновременного проникновения в водоем рыб различных фаунистических комплексов и эволюции коренной фауны. В Байкале вместе с акклиматизантами насчитывается 54 вида и подвида рыб, относящихся к 15 семействам, 5 отрядам. Все рыбы Байкала принадлежат к трем группам (комплексам): сибирскому, сибирско-байкальскому и байкальскому.

Сибирский комплекс составляют общесибирские виды, обитающие в прибрежье, заливах и сорах Байкала. Их еще называют соровыми рыбами. Это в основном карповые, окуневые, щуковые. В эту группу входят и акклиматизированные виды - сазан, сом и лещ.

Сибирско-байкальский комплекс представлен хариусовыми, сиговыми и осетровыми, которые живут в прибрежной зоне озера до глубин 300 м и заходят в пелагиаль открытого Байкала в летне-осенний период.

Байкальский комплекс преобладает в озере - он составляет 56% от общего числа видов и 80% всей биомассы рыб. Комплекс представлен 29 видами подкаменщиковых, из которых 27 - эндемики. Эти виды живут в озере от уреза воды и до максимальных глубин. Прибрежные бычки-подкаменщики обитают совместно с представителями других комплексов и служат для них, с одной стороны, объектами питания, с другой - конкурентами в потреблении пищи.

Чтобы посмотреть повидовые очерки, кликните на название рыбы. Таксономический список рыб Байкальского региона можно посмотреть здесь.

 
            .НОЦ Байкал
Проект ИГУ
Этот сайт разработан ЦНИТ ИГУ при поддержке Научно-образовательного центра "Байкал". Большинство представленных на сайте научно-популярных статей подготовлены сотрудниками ИГУ.
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru