Zoological excursions

Annelid worms (Annelida)
Manayunkia baicalensis, photo S.Didorenko
Manayunkia baicalensis
Among annelid worms the most common are polychaetes (Manayunkia) 5-8 mm long. Their body consists of a number of segments, each having a pair of palps. On the front segment there is a crown of tentacles looking like a fan with the help of which they breathe.  Worms live in tubes constructed of silt or sandy particles attached with a special substance. Polychaetes inhabit sandy and silt soils, stones and sponges. They feed on detritus.
Manayunkia baicalensis Manayunkia baicalensis, photo Boris Sket

Manayunkia baicalensis

Mesenchytraeus bungei

Mesenchytraeus bungei

Multiseta worms (oligochaetes) are also numerous in Lake Baikal. Their palps are located in bunches – two from the sides of each segment except the mouth segment. Segments may vary in a number – between 5 and 600. Among benthic dwellers oligochaetes have the highest biomass, serve as food for fish and predatory invertebrates. Oligochaetes are spread from the water edge to maximal depths. They assist in purifying the lake. A small yellow oligochaete Mesenchytraeus bungei inhabits in abundance sand and stones of the coasts.
At the bottom of a stagnant water body there are a lot of worms crawling about. The most common is a sludge worm (Tubifex tubifex). According to its appearance, it looks like a small earthworm with setae all over the body. On the third segment, there is a thickening, the so-called “belt” containing a lot of mucous glands. During their reproduction, they form a cocoon out of mucus in which they lay eggs. Usually worms dig in black silt putting out their front body segment, which makes constant vibratory movements. Sludge worms are typical earth eaters: they simply swallow silt and digest everything which they find eatable in it. The amount of silt, which they infiltrate via their intestine per day, is 4-6 times more than their own body weight.
Tubifex tubifex

A colony of sludge worms at the bottom of a water body

Tubifex tubifex

Sludge worm (Tubifex tubifex)

Among plants and bottom sediments there are other annelid worms, e.g. Stylaria lacustris, with long setae and a process on the head lobe.
Stellaria lacustris

Stylaria lacustris

Leeches (Hirudinea) differ in a flattened body. A snail leech prefers to sit on stones or to crawl slowly on them. In a resting state, it looks like a small wide leaf, while moving it can stretch. There is a small posterior sucker for attaching to the substratum. This species feeds mainly on snails and bivalve molluscs. The leech perforates soft covers of a prey with its resilient rostel and sucks its blood out. While reproducing, the leech lays out 3-8 cocoons with eggs, which are protected by its body. Hatched juveniles are attached to the leech’s belly and stay on it for about three weeks until they grow up.
Leeches Erpobdellaare are clearly seen from the shore because of their large size and ability to swim well curving their bodies. Unlike snail leeches, they do not have a rostel. With the powerful pharynx they swallow the whole prey or in parts. Leeches can feed on annelid worms, crustaceans, insect larvae, molluscs, as well as on fish fries. They can also feed on dead animals, and even on smaller individuals of their species.
Glossiphonia complanata

Snail leech

Erpobdella sp.

Leech Erpobdellaare

 
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru

Зоологические экскурсии

Тип Кольчатые черви (Annelida)

Материалы подготовлены преподавателями и сотрудниками кафедры гидробиологии и зоологии беспозвоночных Иркутского госуниверситета. Источник: Зоологические экскурсии по Байкалу

Manayunkia baicalensis, photo S.Didorenko
Манаюнкия байкальская (Manayunkia baicalensis)

Из кольчатых червей в Байкале обычны многощетинковые черви (полихеты) манаюнкии (Manayunkia), размеры которых составляют всего 5-8 мм. Их туловище состоит из ряда сегментов, каждый из которых несет пару щетинок. На переднем конце находится венчик щупалец, похожий на веер, с помощью которого они дышат. Черви живут в трубочках, построенных из иловых или песчаных частичек, скрепленных особым веществом. Манаюнкии обитают на песчаных и илистых грунтах, камнях, губках. Питаются они детритом.

Manayunkia baicalensis Manayunkia baicalensis, photo Boris Sket

Манаюнкия байкальская (Manayunkia baicalensis)

 

Mesenchytraeus bungeiМезэнхитреус Бунге

Многочислены в Байкале также малощетинковые черви (олигохеты). Их щетинки расположены обычно пучками - по два с боков каждого сегмента, кроме ротового. Число сегментов варьирует от 5 до 600.Среди донных обитателей олигохеты занимают одно из первых мест по биомассе, служат кормом для рыб и хищных беспозвоночных. Олигохеты распространены от уреза воды до максимальных глубин, они способствуют самоочищению водоема. У берега среди песка и камней чрезвычайно многочисленна маленькая желтая олигохета мезэнхитреус Бунге (Mesenchytraeus bungei).

На дне стоячих водоемов всегда копошится множество червей. Самый обычный из них - кольчатый червь трубочник (Tubifex tubifex). По внешнему виду и характерным движениям он похож на мелких дождевых червей с хорошо видимыми щетинками по всему телу. В передней трети тела заметно утолщение, так называемый "поясок", содержащий много слизистых желез. В период размножения из слизи формируется кокон, в который откладываются яйца. Обычно черви зарываются в черный илистый грунт, выставляя из него передний конец тела, совершающий постоянные колебательные движения. Трубочники - типичные грунтоеды, они просто заглатывают ил и переваривают все, что там есть съедобного. В сутки они пропускают через кишечник количество ила в 4-6 раз больше собственного веса.

 

Tubifex tubifexКолония трубочников на дне водоема

 

Tubifex tubifexТрубочник (Tubifex tubifex)

Среди растений и донных осадков можно встретить и других кольчецов, например, стилярию (Stylaria lacustris) с длинными щетинками и хоботком на головной лопасти.

Stellaria lacustris

Стилярия (Stylaria lacustris)

Хорошо всем известны пиявки (Hirudinea), отличающиеся сильно уплощенным телом. Улитковая пиявка (Glossiphonia complanata) предпочитает сидеть на камнях или медленно по ним ползать. В спокойном состоянии она похожа на маленький широкий листочек, а в движении может довольно сильно вытягиваться. На заднем конце тела у нее есть небольшая присоска для прикрепления к субстрату. Питается этот вид почти исключительно за счет улиток и двустворчатых моллюсков. Упругим хоботком, выдвигающимся из ротового отверстия, пиявка прободает нежные покровы жертвы и высасывает ее кровь. При размножении пиявка откладывает 3-8 коконов с яйцами, которые прикрывает собственным телом. Вылупившаяся молодь прикрепляется к ее брюху и держится на нем около трех недель, пока не подрастет.

Пиявки эрпобделлы (Erpobdella) хорошо заметны с берега, благодаря своим крупным размерам и способности неплохо плавать, изгибая при этом тело. В отличие от улитковой пиявки не имеют хоботка. С помощью мощной глотки заглатывают целиком или по частям разных водных животных: мелких кольчецов, ракообразных, личинок насекомых, моллюсков, даже мальков рыб. Не откажется от мертвых животных, а если попадутся более мелкие особи своего вида, съест и их.

Glossiphonia complanata

Улитковая пиявка

Erpobdella sp.

Пиявка эрпобделла

 
            .НОЦ Байкал
Проект ИГУ
Этот сайт разработан ЦНИТ ИГУ при поддержке Научно-образовательного центра "Байкал". Большинство представленных на сайте научно-популярных статей подготовлены сотрудниками ИГУ.
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru