Zoological excursions

Flatworms (Plathelminthes)
In Lake Baikal, there are more than 140 species of endemic flatworms – planarians. On the ventral side, there is a mouth with a protruding pharynx. A branchy intestine is seen through transparent covers of the body. These worms are diverse in the coastal zone of Lake Baikal. Their bodies are of bright colouration with patchy drawing. Those worms living under stones and at the water edge are 0.5-2 cm long, while at depths they can reach 30 cm. These worms moving around the bottom of the lake find a prey, envelop it with mucus and slowly pull inside the body. Feeding on sick and weak animals, planarians play the role of purifiers.

Another type of flatworms – Baicalobia variegate – inhabits the surf zone and deeper areas. This large worm is of oval shape 20 mm long and 7-8 mm wide. In the middle of the dark back there is a double dark stripe and two longitudinal rows of yellow-brown spots. Eyes are located on the sides of the anterior end of the body in a form of a horseshoe, each of which having 12-15 eyelets. Another species of planarians inhabiting the same areas is Bdellоcephala angarensis. This is a larger planarian (50 mm long and 10-15 mm wide). The body becomes wider at contraction. There are two large eyes on the head near the internal side of light spots. The colour of the back part of the body is brownish with irregular dark-brown spots. The peculiar feature of this planarian is that it forms wavy folds while moving.

Baikalobia variegata

Baicalobia variegata

Bdellocephala angarensis

Bdellоcephala angarensis

Rhimacephalus pulvinar

Rhimacephalus pulvinar

A planarian Rhimacephalus pulvinar inhabits silt and sandy soils at depths from 8-10 m to 100 m and deeper. It may be 110 mm long. The colouration of this planarian is light-gray or even dull yellow with longitudinal rows of irregular brown or almost black spots. In the middle of the back there is a dark stripe. There are 20-25 eyes on each side.
 
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru

Зоологические экскурсии

Тип Плоские черви (Plathelminthes)

Материалы подготовлены преподавателями и сотрудниками кафедры гидробиологии и зоологии беспозвоночных Иркутского госуниверситета. Источник: Зоологические экскурсии по Байкалу

В Байкале известно более 140 видов эндемичных плоских червей - планарий. На брюшной стороне у них располагается ротовое отверстие из которого далеко высовывается глотка. Сквозь покровы может просвечивать разветвленный кишечник. В прибрежной зоне Байкала эти черви очень разнообразны, имеют яркую окраску и пестрый рисунок. Под камнями у уреза воды их размеры - 0,5-2 см, на глубинах они могут достигать 30 см. Передвигаясь по дну водоема, эти черви отыскивают жертву, обволакивают слизью и медленно втягивают внутрь тела. Поедая больных и ослабленных животных, планарии выполняют роль санитаров.

В зоне прибоя и глубже обитает байкалобия изменчивая (Baicalobia variegata). Это крупный овальной формы червь длиной до 20 мм при ширине 7-8 мм. По средине темнокрашенной спинной стороны тянется двойная темная полоска и проходят два продольных ряда желто-бурых пятен. Глаза расположены по бокам переднего конца тела в виде подковы, в каждой из которых по 12-15 глазков. Другой вид планарий, обитающих здесь же, бделлоцефала ангарская (Bdellоcephala angarensis). Это более крупная планария (длина 50 мм, ширина 10-15 мм), при сокращении тело сильно расширяется. На голове находятся два крупных глаза, расположенных у внутреннего края светлых пятен. Окраска спинной стороны тела буроватая с неправильными темно-коричневыми пятнами. Отличительной особенностью этой планарии является то, что при движении ее край образует волнообразные складки.

 

Baikalobia variegataБайкалобия изменчивая

 

Bdellocephala angarensisБделлоцефала ангарская

 

Rhimacephalus pulvinarПланария римацефалус

Планарию римацефалус (Rhimacephalus pulvinar) можно встретить на глубинах от 8-10 до 100 и более метров на илистых и песчаных грунтах. Ее размеры достигают 110 мм. Окраска тела светло-серая или грязно-желтая с продольными рядами неправильных бурых или почти черных пятен. По средине спины проходит узкая темная полоска. Глаз по 20-25 с каждой стороны.

 
            .НОЦ Байкал
Проект ИГУ
Этот сайт разработан ЦНИТ ИГУ при поддержке Научно-образовательного центра "Байкал". Большинство представленных на сайте научно-популярных статей подготовлены сотрудниками ИГУ.
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru