Zoological excursions

Rotifers (Rotatoria)
Rotifers are one of the smallest representatives of multicellular animals. Their body length varies between some tenths and hundredths of millimeters. It is possible to see these animals only under a microscope. Those who consider that worms are something long and nasty will never recognize in rotifers their close relatives. Meanwhile, they belong to nematode worms (roundworms).
On the anterior plate of the rotifer, there is a rotary apparatus consisting of cilia the throbbing of which brings water with small particles (bacteria, algae and detritus lumps) into the mouth. At the same time, it helps the animal to move forward. A small body of rotifers of the genus Keratella is in the hard lorica of austere and beautiful geometric outlines with a variety of appendages like K. quadrata and K. cochlearis have. The majority of rotifers are peaceful consumers of suspended particles in the water. However, there are forms which readily feed on their congeners. This is, for example, a transparent slow Asplanchna priodonta, which catches a large prey, including other rotifers, with its jaws resembling a trap.
 

Keratella quadrata

Keratella quadrata
 

Keratella cochlearis

Keratella cochlearis

Asplanchna priodonta

Asplanchna priodonta

Filinia terminalis

Filinia terminalis
Among endemic Baikal rotifers there are numerous representatives of genera Notholcaand Synchaeta. The real giants are Notholca grandis and Sуncheta pachypoda. The first one inhabits open waters of Lake Baikal in winter-autumn, preferring the upper 50-m water layer. Its lorica is round and longitudinally striated. The body is 0.4-0.5 mm long. Syncheta has a transparent foot with swollen toes. There is a rotary apparatus with two lateral projections. This rotifer is 0.7 mm long. This species is psychrophilic. It can be met at a depth of 400 m, but the majority is concentrated in the 0-25 m layer.

Notholca grandis

Notholca grandis

Sуncheta pachypoda

Sуncheta pachypoda

Besides endemic species of rotifers, there are also species of the general Siberian complex inhabiting the lake water column, as well as cosmopolitans, e.g. Filinia terminalis. Its body is elongated, spindle-shaped (about 0.1 mm long), rather narrow, transparent with a long back appendage. Two more mobile appendages are located on the both sides of the body. Stretching these appendages the rotifer floats in the water, while a sharp swing with appendages helps it jump upwards. Filinia is widely spread in the pelagic zone and in the littoral plankton of Lake Baikal and the Angara River reservoirs.

 
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru

Зоологические экскурсии

Класс Коловратки (Rotatoria)

Материалы подготовлены преподавателями и сотрудниками кафедры гидробиологии и зоологии беспозвоночных Иркутского госуниверситета. Источник: Зоологические экскурсии по Байкалу

Коловратки - одни из самых мелких представителей многоклеточных животных, длина их измеряется десятыми, а то и сотыми долями миллиметра. Увидеть этих очаровательных животных можно только под микроскопом. Все кто думает, что черви это что-то длинное и противное, ни за что не признают в коловратках их близких родичей. Между тем, они относятся к круглым червям.

На переднем конце коловраток расположен коловращательный аппарат, состоящий из ресничек, биение которых одновременно загоняет в рот воду с мелкими частицами (бактериями, водорослями, комочками детрита) и в то же время позволяет животным плыть вперед. Маленькое тельце коловраток рода керателла (Keratella) заключено в твердый панцирь строгих и красивых геометрических очертаний, зачастую с различного рода придатками, как у керателлы квадратной (K. quadrata) и керателлы ложковидной (K. cochlearis). Большая часть коловраток - мирные потребители взвешенных в воде частиц. Но есть и формы, охотно поедающие своих сородичей. Такова большая прозрачная неторопливая аспланхна (Asplanchna priodonta), хватающая своими похожими на капкан челюстями крупную добычу, в том числе и других коловраток.

 

Keratella quadrata

 

Керателла квадратная (Keratella quadrata)

 

 

Keratella cochlearis

 

Керателла ложковидная (Keratella cochlearis)

 

 

Asplanchna priodonta

 

Аспланхна (Asplanchna priodonta)

 

 

Filinia terminalis

 

Филиния остроконечная (Filinia terminalis)

 

Среди эндемичных байкальских коловраток выделяются многочисленные представители родов нотолька (Notholca) и синхета (Synchaeta). Настоящими гигантами выглядят коловратки нотолька большая (Notholca grandis) и синхета толстоногая (Sуncheta pachypoda). Первая из них обитает в открытых водах Байкала в зимне-осенний период, преимущественно в верхнем 50-метровом слое воды. Панцирь ее крупный, продольно исчерченный, красноватой окраски, длина его составляет 0,4-0,5 мм. Для синхеты характерна прозрачная нога с вздутыми у основания пальцами. На переднем конце ее тела находится коловращательный аппарат с двумя боковыми выступами. Длина этой коловратки достигает 0,7 мм. Вид холодолюбивый, встречается до глубины 400 м, хотя основная масса сосредоточена в горизонте 0-25 м.

 

Notholca grandis

 

Нотолька большая (Notholca grandis)

 

 

Sуncheta pachypoda

 

Синхета толстоногая (Sуncheta pachypoda)

 

Наряду с эндемичными коловратками в толще озера обитают и виды общесибирского комплекса и даже космополиты, как например, филиния остроконечная (Filinia terminalis). Тело ее удлиненно-веретеновидное (длина около 0,1 мм), довольно узкое, прозрачное с длинным задним придатком. Еще два придатка, располагающиеся по бокам тела, подвижны. Расправив их, коловратка парит в воде, а резкий взмах боковыми придатками обеспечивает "прыжок" вверх. Филиния широко распространена в пелагиали и в литоральном планктоне Байкала и водохранилищ Ангары.

 
            .НОЦ Байкал
Проект ИГУ
Этот сайт разработан ЦНИТ ИГУ при поддержке Научно-образовательного центра "Байкал". Большинство представленных на сайте научно-популярных статей подготовлены сотрудниками ИГУ.
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru