Zoological excursions

Spongers (Porifera)
 

Spongilla lacustris

Sponges-spongillidae

 

A special world of sessile animals inhabits snags, large plants and other underwater objects not bothering about pursuit of a prey. In these areas it is possible to find brown or greenish crusts reaching some cm in diameter. Sometimes branches grow from these crusts. They are colonies of sponges-spongillidae (Spongilla lacustris). Sponges suck down water via the finest oscula and filter out nutritional particles – bacteria and microscopic algae. The sponge has a well-developed skeleton consisting of separate siliceous spicules. One can feel silicon if to grind a piece of sponge between fingers. In autumn, the sponge surface is covered with numerous golden-yellow balls – wintering gemmules.

 

Endemic Baikal sponges Lubomirskiidae belong to the silico-horny order Cornacuspongida. It is possible to see “forests” of sponges of bright-green colour in coastal waters. The sponge owes its colour to a microscopic alga – zoochlorella, which lives in sponge tissues in the zone where there is a lot of light. Sponges sampled from the depth are not of bright-green colour.
These animals dwell on stony substrates and have an attached mode of life. Sponges are of a very primitive organization. Their main activity is to continuously filter water via their body. Due to pulsation of numerous flagellate cells the water enters gemmules penetrating its surface. Then passing through the system of canals and chambers the water comes out. The sponge skeleton is formed of siliceous spicules the ends of which are attached to each other with an organic matter – sponging, which makes sponges more solid and stable. Sponges grow very slowly – 1-3 mm a year.

Lubomirskia baikalensis

Spicules of Lubomirskia baicalensis

Swartschewkia papyracea

Spicules of Swartschewskia papyracea

Baikalospongia sp.

Spicules of Baicalospongia

The role of sponges in the Lake Baikal ecosystem can scarcely be overestimated. Experiments show that a sponge of 5-7 cm is able to filter 10-20 liters a day. These animals extract from the water nutritional particles (detritus, protozoa, bacteria, and algae), as well as dissolved mineral substances including silicon for construction of their skeleton. As Baikal sponges reach considerable sizes and form massive colonies at the bottom of the lake, their role in processes of biofiltration of near-bottom water is extremely important. Moreover, sponge colonies represent specific benthic communities. The whole sponge body including its base covering the stones is a shelter for the majority of other organisms. Both on the surface of sponges and inside them, it is possible to find crustaceans, larvae of chironomid midges, caddis-flies, worms, and other small animals.

Lubomirskia baikalensis

Bushes of Lubomirskia baicalensis

Lubomirskia baikalensis

Colonies of Lubomirskia baicalensis

A branchy sponge Lubomirskia baicalensis is a mass representative of sponges in Lake Baikal. This sponge does not inhabit the littoral zone. It prefers stones and rocks beginning from a depth of 1-1.5 m and can reach 1 m in height forming bushes at a depth of 10-15 m. They are well seen from a boat in calm weather. The sponge of the genus Baicalospongia does not develop branches. It forms massive crusts on stones and other hard objects in a form of glasses or bowls at a depth of 4 m and deeper. Swartschewskia papyracea occupies the littoral zone of open Baikal. They look like small whitish papillae and caps on the stones with 1-4 mm in diameter.

Baikalospongia sp.

Bark-like sponge Baicalospongia

Swartschewkia papyracea

Swartschewskia papyracea

 
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru

Зоологические экскурсии

Тип Губки (Porifera)

Материалы подготовлены преподавателями и сотрудниками кафедры гидробиологии и зоологии беспозвоночных Иркутского госуниверситета. Источник: Зоологические экскурсии по Байкалу

Тип Губки (Porifera)

 

Spongilla lacustris

Губка-бадяга

На затонувших корягах, стеблях крупных растений и других подводных предметах живет особый мир сидячих животных, не утруждающих себя погоней за добычей. Там порой можно найти буроватые или зеленоватые наросты, достигающие в толщину нескольких сантиметров. Иногда от этих наростов поднимаются вверх ветвистые выросты. Это колонии губок-бадяг (Spongilla lacustris). Через мельчайшие поры губки засасывают воду и отфильтровывают из нее пищевые частицы - бактерии и микроскопические водоросли. В теле губок хорошо развит скелет, состоящий из отдельных кремниевых игл, он хорошо ощущается, если попробовать растереть кусочек губки между пальцами. Осенью поверхность губок покрывается многочисленными золотисто-желтыми шариками - зимующими почками.

Эндемичные байкальские губки любомирскииды (Lubomirskiidae) относятся к отряду кремнероговых (Cornacuspongida). В прибрежных водах можно обнаружить целые "заросли" губок ярко зеленого цвета. Этот цвет зависит от микроскопической водоросли - зоохлореллы, поселяющейся в тканях губок в хорошо освещаемой зоне. Губки, добытые с глубины, лишены зеленой окраски.

Эти животные поселяются на каменистых грунтах и ведут прикрепленный образ жизни. Губки отличаются крайне примитивной организацией. Их жизнедеятельность связана с непрерывным процеживанием через тело воды, которая благодаря биению множества жгутиковых клеток поступает в поры, пронизывающие ее поверхность, и, пройдя систему каналов и камер, выходит наружу. Скелет губок образован кремневыми иглами, концы которых скреплены органическим веществом спонгином, что придает губкам большую прочность и устойчивость. Растут губки очень медленно, их прирост составляет 1-3 мм в год.

 

Lubomirskia baikalensis

Спикулы любомирскии байкальской

 

Swartschewkia papyracea

Спикулы сварчевскии папирусной

 

Baikalospongia sp.

Спикулы байкалоспонгии

Роль губок в экосистеме Байкала трудно переоценить. Опыты показали, что губка размером 5-7 см за сутки способна процеживать 10-20 литров воды. Из воды эти животные извлекают пищевые частицы (детрит, простейшие, бактерии, водоросли), а также растворенные минеральные вещества, в том числе кремний, идущий на построение их скелета. Поскольку байкальские губки достигают значительных размеров и образуют массовые поселения на дне водоема, их роль в процессах биофильтрации придонной воды чрезвычайно существенна. Кроме того, колонии губок - основа специфических донных сообществ. Все тело губки, включая ее основание, сплошь покрывающее камни, является прибежищем для множества других организмов. Как на поверхности, так и внутри губок, всегда можно обнаружить ракообразных, личинок комаров-звонцов, ручейников, червей и других мелких животных.

 

Lubomirskia baikalensis

Заросли любомирскии байкальской

 

Lubomirskia baikalensis

Колония любомирскии байкальской

Массовым представителем любомирскиид в Байкале является ветвистая губка любомирския байкальская (Lubomirskia baicalensis). Эта губка в прибрежной полосе не живет. Она селится на камнях и скалах, начиная с глубин 1-1,5 м, и может достигать до 1 м высоты, образуя заросли на глубине 10-15 м. Они хорошо видны в спокойную погоду с лодки или катера. Губка рода байкалоспонгия (Baicalospongia) не ветвится, но образует мощные наросты на каменистых и твердых предметах в форме бокалов, кубков или корок на глубинах от 4 м и глубже. В прибрежных водах открытого Байкала живет сварчевския папирусная (Swartschewskia papyracea) в виде небольших беловатых наростов и шапочек на камнях, ее размеры - 1-4 мм.

 

Baikalospongia sp.

Корковая губка байкалоспонгия

 

Swartschewkia papyracea

Сварчевския папирусная

 
            .НОЦ Байкал
Проект ИГУ
Этот сайт разработан ЦНИТ ИГУ при поддержке Научно-образовательного центра "Байкал". Большинство представленных на сайте научно-популярных статей подготовлены сотрудниками ИГУ.
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru