Zoological excursions

Gastropoda

It is easy to find pond snails (Lymnaea) in any pond. They can be kept in captivity. Snails slide slowly on the walls of the aquarium with the help of wave-like muscle contractions of the foot located on the abdominal surface of the body. Glands of the snail excrete a lot of mucus to reduce the friction force. On the head there are triangular mobile horns with eyes at the basement, and a narrow oral fissure on the abdominal side. Snails feed on algae scraping them from the plant surface with a horn radula, which is located in the buccal mass. Some species feed on corpses of aquatic animals.

The pond snail hides its body inside the spiral elongated shell of dark brown colour. If you take the snail out of the water, it draws its foot and head into the shell. The opening where the snail draws its body is called a shell aperture, which is opened to the right. Mucus excreted by a pond snail helps the snail to remain on the water surface where the pond snail automatically comes to the surface as soon as it detaches from the leaf of the aquatic plant. The snail comes to the surface for breathing with a lung located on the right side of the body. Such snails are called lung snails.
Limnea sp.

Pond snail (Limnea sp.)

Limnea sp.

ПPond snail (Limnea sp.)

Baikalian mullusks

Aggregations of Baikal molluscs on the stone

The fauna of Lake Baikal consists of 32 species of bivalves and 148 species of gastropoda. Baikal molluscs, as a rule, are of small size with a thin and fragile shell. Molluscs seldom inhabit the surf belt of Lake Baikal. In abundance they can be met at depths from 2-3 to 15-20 m on the stones covered with algae, as well as on the sandy soils enriched with organic matters. Gastropoda scrape detritus. They play a significant role in biological processes of benthic cenoses of Lake Baikal. Faeces of molluscs cause silting of hard soils, which creates specific conditions for habitation of worms and other organisms. Fish feed on molluscs very seldom.  
Benedictia baicalensis is the most common and numerous mollusc. It has a large thin-walled shell (20-24 mm) with 5 whorls. There is a knoll on the last whorl. The shell is earlike with a wide aperture.
Benedictia baicalensis

Benedictia baicalensis

Megalovalvata piligera and M. baicalensis are also in abundance in Lake Baikal. The first has a shell of 7-10 mm in diameter. There are spiral carinae or costae with scales along the whorls. There are no spiral carinae in the second species. The shell height of this mollusc is 6-9 mm and the diameter – 10-16 mm.
Megalovalvata piligera
Megalovalvata piligera

Megalovalvata piligera

Megalovalvata baicalensis
Megalovalvata baicalensis

Megalovalvata baicalensis

Representatives of the family Baicaliidae are very numerous. The shell of these molluscs varies in size and shape and is richly ornamented with carinae, costae, knolls and fine spiral and reticulate striae.
The shell of Baicalia carinata is tower-shaped up to 16-24 mm high without costae or with light transversal folds. Teratobaicalia macrostoma has a widely conoidal shell of 7-11 mm high. It is of dark green colour with a gray coating and costae with hairs on them. The shell of Baicalia dybowskiana is 10-13 mm high, which is 3 times as much as the width. The longitudinal carina is clear-cut. There are 8-12 costae on the last whorl. The height of the awl-shaped shell in Godlewskia pulchella varies from 7 to 24 mm. The number of whorls is 9-16. They are slightly convex. The aperture is tetragonal.
Baicalia carinata

Baicalia carinata

Teratobaicalia macrostoma

Teratobaicalia macrostoma

Baicalia dybowskiana

Baicalia dybowskiana

Godlewskia pulchella

Godlewskia pulchella

 
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru

Зоологические экскурсии

Брюхоногие моллюски (Gastropoda)

Материалы подготовлены преподавателями и сотрудниками кафедры гидробиологии и зоологии беспозвоночных Иркутского госуниверситета. Источник: Зоологические экскурсии по Байкалу

В любом озерке можно без труда найти несколько видов улиток-прудовиков (Limnaea), которых легко содержать в неволе. Прудовики медленно скользят по стенке аквариума с помощью волнообразных мышечных сокращений, пробегающих по подошве ноги, занимающей брюшную поверхности тела. Чтобы уменьшить силу трения, кожные железы улиток выделяют много слизи. Голова, отделенная от ноги шейным перехватом, несет треугольные подвижные щупальца с глазками у основания, а с брюшной стороны - узкую ротовую щель. Питаются прудовики налетом водорослей, соскабливая их с поверхности растений роговой теркой, помещающейся в глотке. Некоторые виды поедают и трупы водных животных.

Тело свое прудовик прячет внутри спирально закрученной вытянутой раковины темно-коричневого цвета. Если его достать из воды, туда же втянется нога и голова. Отверстие, куда втягивается тело, называется устьем, открывается оно на правую сторону. Слизь, выделяемая прудовиком, помогает ему удерживаться на поверхностной пленке воды, куда прудовик автоматически всплывает, стоит ему только отцепится от листа водного растения. Улитка всплывает вверх, чтобы подышать воздухом с помощью легкого, расположенного на правой стороне тела. Таких улиток называют легочными.

 

Limnea sp.Прудовик (Limnea sp.)

 

Limnea sp.Прудовик (Limnea sp.)

 

Baikalian mullusksСкопление байкальских моллюсков на камне

Фауна Байкала включает 32 вида двустворчатых и 148 видов брюхоногих моллюсков. Байкальские моллюски, как правило, имеют небольшие размеры, тонкую и хрупкую раковину. В полосе прибоя моллюски встречаются редко. Обильно заселены камни, поросшие водорослями, и песчаные грунты, обогащенные органическими веществами на глубинах от 2-3 до 15-20 м. Брюхоногие моллюски соскребают детрит и играют существенную роль в биологических процессах донных ценозов Байкала. Фекалии моллюсков способствуют заиливанию твердых грунтов, что создает специфические условия для обитания круглых и кольчатых червей и других организмов. Моллюски плохо поедаются рыбами.

Бенедикция байкальская (Benedictia baicalensis) - распространенный и наиболее массовый моллюск, имеющий крупную, тонкостенную раковину (20-24 мм) с числом оборотов не более 5, последний оборот вздутый и преобладает над другими. Раковина уховидная, с широким устьем.

Benedictia baicalensis

Бенедикция байкальская (Benedictia baicalensis)

Многочисленны в Байкале затворки-мегаловальваты ребристая и байкальская (Megalovalvata piligera и M. baicalensis). Первая из них имеет раковину диаметром 7-10 мм, вдоль оборотов которой идут спиральные кили или ребра, несущие чешуйки. У второй спиральные кили отсутствуют. Высота раковины этого моллюска 6-9 мм, диаметр 10-16 мм.

 Megalovalvata piligera
 

Megalovalvata piligeraМегаловальвата ребристая (Megalovalvata piligera)

 Megalovalvata baicalensis
 

Megalovalvata baicalensisМегаловальвата байкальская (Megalovalvata baicalensis)

По обилию видов выделяются представители семейства байкалиид (Baicaliidae). Это моллюски с различной по величине и форме раковиной, спирально и сетчато исчерченной, украшенной разнообразной скульптурой в виде килей, ребер.

Раковины байкалии килеобразной (Baicalia carinata) башневидные, до 16-24 мм в высоту, без ребер или с легкими поперечными складками. Байкалия широкоустная (Teratobaicalia macrostoma) имеет широко коническую раковину высотой 7-11 мм, темно-зеленого цвета с сероватым налетом и ребрами, несущими косо расположенные волоски. У байкалии Дыбовского (Baicalia dybowskiana) высота раковины 10-13 мм, что почти в 3 раза превышает ширину, продольный киль четкий, ребер на последнем обороте 8-12. Высота шиловидной раковины байкалии Годлевского (Godlewskia pulchella) от 7 до 24 мм, число оборотов - 9-16, они слабовыпуклые, устье четырехугольное.

 

Baicalia carinataБайкалия килеобразная (Baicalia carinata)

 

Teratobaicalia macrostomaБайкалия широкоустная (Teratobaicalia macrostoma)

 

Baicalia dybowskianaБайкалия Дыбовского (Baicalia dybowskiana)

 

Godlewskia pulchellaБайкалия Годлевского (Godlewskia pulchella)

 
            .НОЦ Байкал
Проект ИГУ
Этот сайт разработан ЦНИТ ИГУ при поддержке Научно-образовательного центра "Байкал". Большинство представленных на сайте научно-популярных статей подготовлены сотрудниками ИГУ.
 
 
Copyright © 2005-2010 ЦНИТ ИГУ, site@baikal.ru